16 Feb 18:02 avatar

История ярославского кинематографа

Синематограф на ярмаркеСинематограф на ярмарке на Сенной площади (пл.Труда) в Ярославле.

Сюжет знаменитого фильма «Человек с бульвара Капуцинов» давно стал классикой приключенческого жанра, однако тихий Ярославль знавал не менее отважных пионеров киноискусства. Не случайно в учебниках по киноведению по сей день значится имя ярославца Григория Либкена – коммерсанта и киномана, фигуры яркой, многогранной и талантливой.

Будучи евреем по происхождению, Григорий Либкeн вынужден был принять крещение, чтобы покинуть предписанную тогдашним законом черту оседлости. Выбрав волжский город Ярославль своим Эльдорадо, он снискал здесь и репутацию отчаянного авантюриста, и весьма солидное состояние. Возможно, именно он создал в Ярославле первую сеть фирменных магазинов, открыв «образцовые колбасные» на самых престижных улицах города: Власьевской (Свободы), Екатерининской (Андропова), Духовской (Республиканской).

Реклама колбасной ЛибкенаРеклама колбасной Либкена в Ярославле.

По воспоминаниям людей посвященных, не обошлось без мошеннических записей в бухгалтерских книгах, однако торговать Либкен, конечно, умел. В неспокойное время стачек и забастовок он вовремя шел на уступки персоналу и одним из первых в городе сократил часы работы в праздничные дни.

Что же касается покупателей, то здесь любезность и предупредительность Либкена не знали границ. Рекламные объявления в прессе заговорщически приобщали клиента к искусству чревоугодия. Трудно было не откликнуться на такие, к примеру, строчки: «В колбасном моем магазине более 1000 окороков приготовлены к празднику. Большой выбор пулярдок, каплунов, всевозможные паштеты. Только что получены омары. С почтением, Г. Либкен».

Успехи Либкена не просто вызывали зависть, они раздражали. Именно Григорию Либкену более всех досталось в жестоком еврейском погроме 1905 года, ставшем позорным пятном на репутации нашего города. Один за другим магазины Григория Ивановича были опустошены толпами хулиганов и черносотенцев, а затем и прибывшими для подавления беспорядков казаками, прихватившими в качестве «улик» массу окороков, колбас и икры.

Дом № 9Улица Свободы, дом № 9. Принадлежал Г.И. Либкену. Возведен в начале ХХ века в стиле модерн. 1924 — 1927 гг. Из собрания Ярославского музея-заповедника.

Однако даже столь суровым испытаниям не удалось сломить дерзкий характер Григория Либкена. Выстроенный им трехэтажный особняк на Власьевской выделялся на фоне соседних домов не только размерами, но и оригинальным фасадом. Ныне этот памятник ярославского модерна известен как здание аэроклуба, где начинала свою дорогу к звездам легендарная ярославна Валентина Терешкова.

Фасад дома № 9Фасад дома № 9 по улице Свободы в Ярославле. В советское время фасады здания частично оформили заново с использованием военно-спортивной тематики и передали дом «Осоавиахиму».

Однако устремленным к небу этот дом казался и в начале прошлого столетия. В чудо-доме на Власьевской поместились и магазин, и престижная частная гимназия, арендовавшая помещение у колбасного короля. Но главное, именно здесь расположился один из самых первых и популярных ярославских кинотеатров – «Волшебные грезы».

Реклама фильма Дочь купца БашкироваРеклама фильма «Дочь купца Башкирова» в электротеатре «Волшебные грезы», газета Голос, 29 сентября 1913 года.

Синематограф, покорявший неискушенные сердца провинциальных обывателей, стал настоящей страстью и для Григория Либкена. Говорят, даже в своих магазинах Либкен предлагал билеты в кино – в качестве бонуса за оптовую покупку. Кстати, способствуя популяризации киноискусства в Ярославле, наш колбасник ввел в обиход «небывалый вид рекламы». В людных местах города прибивались блокноты с программой киносеансов и надписью: «просим оторвать один листок».

Программа театра Волшебные грезыПрограмма театра «Волшебные грезы». г. Ярославль, январь 1910 года.

Ежедневная программа ярославских «электротеатров» состояла из нескольких частей, ориентируясь на самые разные категории зрителей. Днем в «Волшебных грезах» шли научные картины для юношества и комические зарисовки, предвосхитившие по духу знакомый нам «Ералаш». Вечерние сеансы для взрослых были насыщены политической хроникой и душещипательными мелодрамами.

Программа театра Волшебные грезыПрограмма театра «Волшебные грезы». г. Ярославль, январь 1910 года.

Прочтем, к примеру, воскресную афишу столетней давности: «Программа c 4 до 11 часов вечера. I отделение: «Третья государственная Дума», «Крушение поезда в Германии», «Злой рок судьбы». II отделение: «Источник юности», «Измена дьявола». III отделение: «Наказанная ревность». В антрактах играет оркестр малолетних преступников…»

Речка ЗаостровкаЯрославль. Окрестности города по реке. Волге. Речка Заостровка. Здесь проходили съемки фильма «Стенька Разин». Начало XX в.

Киноленты, имевшие успех у ярославского зрителя, Григорий Иванович сдавал в аренду владельцам других кинотеатров, и очень скоро филиалы прокатной конторы Либкена появились в Екатеринбурге, Иркутске, Ташкенте и даже в столице. Подавляющее большинство шедших в России фильмов были зарубежными, однако ярославский колбасник вознамерился исправить ситуацию в отечественном кинопроизводстве.

Киностудия Григория ЛибкенаРеклама киностудии Григория Либкена.

В 1910 году на берегу Которосли в районе Подзеленья он открыл собственную студию, ставшую одной из первых отечественных кинофабрик. Режиссером в мастерской акционерного общества «Г.И. Либкен» долгое время работал Николай Ларин, впоследствии прославившийся в эмиграции, оператором – известный ярославский художник Петр Мосягин.

Объявление о кинематографических съемкахОбъявление о кинематографических съемках, газета «Голос», 23 апреля 1914 года.

Первые опыты ярославского «Голливуда» были весьма примитивными зарисовками, как правило, инсценировавшими популярные песни: «Догорай, гори, моя лучина», «Коробейники», «Ехал с ярмарки ухарь­-купец». Однако постепенно киностудия Либкена осваивала и драматический жанр. Фильм «Дочь купца Башкирова», основанный на материалах уголовного дела, стал одной из самых ранних игровых картин российского кинематографа, а «Понизовая вольница» о Стеньке Разине – одним из первых отечественных кинобоевиков.

Программа Художественного электротеатраПрограмма «Художественного» электротеатра. Картина «Стенька Разин». г. Ярославль 6 января 1915 года.

Кстати, эпопея о казачьем атамане с участием многотысячной массовки снималась на виду у всего Ярославля – на Верхнем острове. Даже в годы революции и гражданской войны ярославская киностудия как нельзя лучше отвечала запросам требовавшей зрелищ публики. Сперва здесь освоили жутковатую, но популярную «Распутиниаду», а затем – полные светлого оптимизма коммунистические агитфильмы.

Первые актеры кинематографической фабрикиПервые актеры кинематографической фабрики, организованной в Ярославле купцом Г.И. Либкеным. Фото 1915 года.

Что же касается самого Либкена, то в советском государстве ему уже не светило больших ролей. Оборудование национализированных колбасных отправилось в цеха кондитерской фабрики «Путь к социализму», а в чудо­-доме на Власьевской вскоре обосновались герои будущего – отважные осоавиахимовцы.

Приключения ярославского колбасника, возможно, могли бы послужить сюжетом для захватывающего и поучительного фильма, вот только жизнь оставила его без хеппи­энда. И все же старый дом на бывшей Власьевской по­-прежнему рвется в небо, напоминая прохожим о «волшебных грезах» своего хозяина.

Автор текста: Мария Александрова
Источник: Городские Новости

3 комментария

avatar
Уважаемые автор и создатели сайта, делайте, пожауйста, ссылки — большая часть иллюстративных материалов с виртуальной выставки «Ярославское кино: история одной кинофабрики» Ярослвского музея-заповедника (из его же фондов и научной библиотеки).
История кинопрокатной конторы и кинофабрики Григория Ивановича Либкена, действительно, яркая, значимая и практически неизвестная страница раннего российского кинематографа. Большинство авторов, к сожалению, пользуется путаными сведениями из старых газетных публикаций 1960-1980-х годов.
Увы, но кинопроизводство в Ярославле началось не в 1910 году (в ту пору Либкен был занят исключительно кинопрокатом). Самый первый свой фильм Григорий Иванович снял в 1913 году — это была «Дочь купца Башкирова» (единственная совместная работа Либкена и Николая Ларина). Картина имела успех, и в начале 1914 года Либкен основал кинофабрику за Романовской заставой, приспособив под неё павильоны показательной выставки к 300-летию дома Романовых. Что касается «первых опытов ярославского Голливуда», то «Ухарь-купец» был произведен «Бр. Пате», а «Коробейники» — Александром Ханжонковым; «Лучинушка» Либкена появилась только в 1917 году (коммунистических агиток Либкен никогда не снимал).
За более достоверной информацией сюда:
www.yarmp.yar.ru/vystavki/virtual-ny-e-vy-stavki/yaroslavskoe-kino-istoriya-odnoj-kinofabriki/
avatar
Спасибо за замечания, принимается.

В статье Марии Александровой не написано, что Либкен снимал агитфильмы.
avatar
В статье множество ошибок и неточностей.
Вот, например, пишется: «В 1910 году на берегу Которосли в районе Подзеленья он открыл собственную студию, ставшую одной из первых отечественных кинофабрик. Режиссером в мастерской акционерного общества «Г.И. Либкен» долгое время работал Николай Ларин, впоследствии прославившийся в эмиграции, оператором – известный ярославский художник Петр Мосягин.»
Во-первых, Либкен открыл студию только в 1913 году, а ателье построил в 1914 (об этом см. в 1-м комментарии).
Во-вторых, Ларин в Ярославле снял всего два фильма — в 1913 году, и не работал «долгое время».
В-третьих, Мосягин стал ведущим оператором студии только в 1915, после того, как уехал итальянец Брицци.
И ещё хотелось бы узнать: что снимали на студии «в годы гражданской войны»?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.