
История микрорайона судостроителей Дядьково

В начале XIX века на месте современного микрорайона судостроителей была деревня Дядьково. В 1736 году на южном берегу речки Дунайка у её впадения в Волгу на бывших городских выгонных землях купцом Свешниковым был построен Серно-купоросный завод. При заводе появился поселение, которое в документах 1815 года уже называется деревней Дядьково.

Название местности произошло, вероятно, от старинного топонима «Дятков враг» (овраг), по которому протекает ручей, современное название его Дунайский или Дунайка. Он скорее всего и дал название деревне Дядьково, а позднее и одноимённому жилому району Ярославля, а так же пригородной железнодорожной станции Дунайка. Дятьков(ский) ручей, или Дунайка — правый приток Волги, самый длинный ручей в городе. Берёт начало южнее Новосёлок, протекает через Фрунзенский район, устье находится около ярославского судостроительного завода. Известен с XVII века. В прошлом, каждой весной, все берега Дунайки были усыпаны рыбаками.

В поселении проживали грузчики пристани, находившейся при впадении в Волгу речки Дунайки. В справочном издании краеведа Андрея Титова по Ярославскому уезду 1880-х годов Дядьково — сельцо при Волге, в 6 верстах от города Ярославля. В нем 3 двора, 20 душ мужского пола и 28 душ женского пола, лавка, трактир.

В конце XIX — начале XX веков строительство железнодорожной ветки и увеличение мощности грузового порта привлекает внимание крупных монополий. Они поделили между собой всю береговую линию Волги близ грузового порта. На берегу Волги устроены грузовые причалы, в том числе нефтеналивные; лесопильные и другие предприятия, к которым была подведена железнодорожная ветка от вокзала Московского вокзала до станции Ярославль-Пристань. Отсюда и название — «Ветка». Вторая станция железной дороги называлась «Ямы».

История Дядьково связана и с именем братьев Нобелей, чьи нефтяные склады располагались на местности, получившей в последствии название Нефтебаза. «Под ошеломляющую музыку свистков пароходов и паровозов в развернутые пасти амбаров вливаются десятки миллионов пудов бакинской нефти», – восхищался ярославский журналист сто лет назад. Для удобства отгрузки здесь была построена даже каменная набережная длиной более 700 метров.

Сначала в Дядькове не было церкви, а только часовня. Поэтому местность называлась сельцом. В последствии Дядьково стремительно развивается как населенный пункт, растет и его население. В 1901 году на возвышенном берегу реки Дунайки на средства прихожан строится красивая деревянная Ильиская церковь с колокольней на каменном фундаменте. В том же году 5 августа её освятили. Неизвестный архитектор для создания храма использовал мотивы деревянного шатрового зодчества Русского севера.

Это была однопрестольная церковь, приход которой образовался из жителей юго-восточной окраины Ярославля под названием Ветка. Землю до Ильинской церкви подарили крестьяне Ямской Слободы. Рядом с храмом построили школу, дома для священника, учительницы и сторожа. Часть земли отвели под погост со сторожкой, часовней, оградой. Церковно-приходская школа содержалась на средства попечительства.

Поблизости устроили Народный дом, где раздавали бесплатные обеды беднякам и за умеренную плату малоимущим. По воскресным и праздничным дням здесь проводились религиозно-нравственные чтения для народа. При Народном доме была бесплатная библиотека. Содержался он на средства попечительства о народной трезвости.

На Ветке в разгар навигации стекалось до 3 тысяч босяков и сплавщиков леса, которые в это время могли найти себе более или менее постоянный заработок на разгрузке и погрузке волжских судов: соль, нефть, керосин, хлебные грузы, лес и дрова на баржах, бревна в плотах. К пристани Ветки швартовались разные суда — барки, баржи и пароходы. Жили босяки где придется. Летом их спасали сараи, навесы, зимой без работы было совсем худо. Поэтому их, наверное, и прозвали в народе зимогорами.

Читаем в путеводителе «Ярославль — в его прошлом и настоящем», вышедшем в 1913 году, о зимогорах: «Летом они ютятся где придется, а зимой живут в шалашах на Ильинке близ Ветки. Это сколоченные из досок на живую руку конуры, частью закрытые рогожами, частью просто засыпанные сверху снегом. Шалаши не отопляются: вход закрывается досками, на некоторых висят даже замочки. Общество «трудовой помощи» сделало попытку организовать из зимогоров артель, устроило было для них ночлежку, но дело не пошло. Зимогорцы — народ вольный, никакого режима не выносят, в артели они должны подчиняться известным условиям, а это им не по вкусу».

На берегу, где в Волгу впадает Дунайка, стоял двухэтажный дом, который называли Северным. В нем располагалась контора Северного пароходства. Рядом с домом находился парк. Здесь сельчане смотрели синематограф. Самой многолюдной частью села была Торговая площадь, где в базарные дни продавали разные продукты, сено, клевер, овес. Часть местных жителей занималась извозом, держали ломовых лошадей. Зимогоры, ломовые извозчики — все это мужики, «дядьки». Это ещё одна версия происхождения название села — Дядьково.

Что же осталось от Ветки нынче? В начале тридцатых годов закрыли Ильинскую церковь, в 1942 году снесли погост — потребовалось место для аэродрома. Погост сровняли. В наше время аэродром, где осваивали первые реактивные самолеты, уже не существует.

Дядьково фактически превратилось в заводской поселок в пределах Фрунзенского района.

Последние зимогоры работали в порту грузчиками еще в тридцатых годах. Их звали крючниками, поскольку они таскали почти непосильный груз на спине, на седелке, а сверху придерживали его крюком на веревке. Исчезли и молдоване из Бессарабии, поселившиеся перед войной рядом с аэродромом. В просторечии — цыгане. Не сумели они приспособиться ни к нам, ни к здешней жизни, ни к климату. Да и на родину видимо потянуло.

Послевоенный период характерен бурным развитием промышленного строительства на Ветке. Вместе с ним рос и жилой микрорайон. Все это хорошо, только грустно смотреть на засорение Волги. Теперь по Волжской набережной в Дядькове не погуляешь, трудно узнать и Дунайку — её берега перерыты.

Когда рушат старое, разрушение набирает стихийную силу. В 1945 году сгорела церковь Святого пророка Ильи. Старожилы говорят, что пожар случился средь бела дня от сушилки, где приезжие на приемку судов моряки сушили свою обувь. А ведь Ильинская церковь была последним памятником церковного деревянного зодчества в Ярославле. Память о ней остается только в названии избежавшей переименований Ильинской улицы.

В советское время рядом с этим уже увеличившимся в размерах поселением построили современный на то время судостроительный завод. Возводилось жильё для его работников, а также школы, детские сады, игровые площадки, дворец культуры, медицинские учреждения. Поэтому инфраструктура в районе достаточно развита. Работают магазины с товарами повседневного спроса, есть несколько кафе. Как место прогулок и отдыха местные жители очень любят парк судостроителей. Через микрорайон по-прежнему протекает речка Дунайка, а сам он стоит уже практически на берегу Волги.

В начале Морозовской улицы ранее находилась Торговая площадь. На площади ещё в 50-60 годы прошлого века проводились ярмарки, существовали предприятия торговли и питания. Так же в те годы на площади находился ресторан «Каменный цветок». В районе Торговой площади стояли крепкие, добротные дома местных жителей, украшенные наличниками.
В устье Дунайки функционировала лодочная станция, для хранения моторных лодок горожан. Для детей существовали картинг-клуб (при Таксопарке) и СТК «Шторм» (от ЯСЗ), где занимались мотокроссом и водными гонками на скутерах и глиссерах.

Жилой фонд представлен разнообразно – от старенького частного сектора до многоэтажек, построенных для работников судостроительного завода и нефтебазы. Есть и совсем недавно возведенные многоквартирные дома. Рядом с Дядьково недавно отстроили микрорайон Сокол. Он стал местом сосредоточения новых многоэтажек с улучшенной планировкой.

Общественный транспорт представляют собой автобусы и маршрутные такси. Добраться до центра города можно в среднем минут за тридцать.
Население Дядьково составляют пенсионеры и люди среднего возраста, которые получили жильё как работники завода, но также проживает и сравнительно много молодёжи, поселившейся в новых многоэтажках.
Экология микрорайона считается хорошей из-за большого количества деревьев. Один парк судостроителей – это сплошная большая зелёная зона.
0 комментариев