17 Feb 23:56 avatar

История микрорайона судостроителей Дядьково

Вид на ЯСЗВид на ЯСЗ от школы №21 в 60-е годы. Строительство нового корпуса завода уже изменило русло Дунайки.

В начале XIX века на месте современного микрорайона судостроителей была деревня Дядьково. В 1736 году на южном берегу речки Дунайка у её впадения в Волгу на бывших городских выгонных землях купцом Свешниковым был построен Серно-купоросный завод. При заводе появился поселение, которое в документах 1815 года уже называется деревней Дядьково.

Карта ДядьковоДеревня Дядьково, карта Разроднова, 1911 год.

Название местности произошло, вероятно, от старинного топонима «Дятков враг» (овраг), по которому протекает ручей, современное название его Дунайский или Дунайка. Он скорее всего и дал название деревне Дядьково, а позднее и одноимённому жилому району Ярославля, а так же пригородной железнодорожной станции Дунайка. Дятьков(ский) ручей, или Дунайка — правый приток Волги, самый длинный ручей в городе. Берёт начало южнее Новосёлок, протекает через Фрунзенский район, устье находится около ярославского судостроительного завода. Известен с XVII века. В прошлом, каждой весной, все берега Дунайки были усыпаны рыбаками.

Ярославская судостроительная верфьЯрославская судостроительная верфь, середина 20-х годов.

В поселении проживали грузчики пристани, находившейся при впадении в Волгу речки Дунайки. В справочном издании краеведа Андрея Титова по Ярославскому уезду 1880-х годов Дядьково — сельцо при Волге, в 6 верстах от города Ярославля. В нем 3 двора, 20 душ мужского пола и 28 душ женского пола, лавка, трактир.

ВеткаПосёлок Дядьково, «Ветка», довоенные годы.

В конце XIX — начале XX веков строительство железнодорожной ветки и увеличение мощности грузового порта привлекает внимание крупных монополий. Они поделили между собой всю береговую линию Волги близ грузового порта. На берегу Волги устроены грузовые причалы, в том числе нефтеналивные; лесопильные и другие предприятия, к которым была подведена железнодорожная ветка от вокзала Московского вокзала до станции Ярославль-Пристань. Отсюда и название — «Ветка». Вторая станция железной дороги называлась «Ямы».

Ярославль-ПристаньСтанция Ярославль-Пристань, фото ориентировочно 1914-1916 годов.

История Дядьково связана и с именем братьев Нобелей, чьи нефтяные склады располагались на местности, получившей в последствии название Нефтебаза. «Под ошеломляющую музыку свистков пароходов и паровозов в развернутые пасти амбаров вливаются десятки миллионов пудов бакинской нефти», – восхищался ярославский журналист сто лет назад. Для удобства отгрузки здесь была построена даже каменная набережная длиной более 700 метров.

Нефтяные склады братьев НобельНефтяные склады товарищества братьев Нобель на Ветке. Фото 1910 года.

Сначала в Дядькове не было церкви, а только часовня. Поэтому местность называлась сельцом. В последствии Дядьково стремительно развивается как населенный пункт, растет и его население. В 1901 году на возвышенном берегу реки Дунайки на средства прихожан строится красивая деревянная Ильиская церковь с колокольней на каменном фундаменте. В том же году 5 августа её освятили. Неизвестный архитектор для создания храма использовал мотивы деревянного шатрового зодчества Русского севера.

Церковь Ильи Пророка на ВеткеЦерковь Ильи Пророка на Ветке, начало XX века.

Это была однопрестольная церковь, приход которой образовался из жителей юго-восточной окраины Ярославля под названием Ветка. Землю до Ильинской церкви подарили крестьяне Ямской Слободы. Рядом с храмом построили школу, дома для священника, учительницы и сторожа. Часть земли отвели под погост со сторожкой, часовней, оградой. Церковно-приходская школа содержалась на средства попечительства.

Библиотека им. ДостоевскогоБиблиотека им. Достоевского в доме Леднева на Торговой площади, 1950-е годы.

Поблизости устроили Народный дом, где раздавали бесплатные обеды беднякам и за умеренную плату малоимущим. По воскресным и праздничным дням здесь проводились религиозно-нравственные чтения для народа. При Народном доме была бесплатная библиотека. Содержался он на средства попечительства о народной трезвости.

Устье реки ДунайкиУстье реки Дунайки, довоенные годы.

На Ветке в разгар навигации стекалось до 3 тысяч босяков и сплавщиков леса, которые в это время могли найти себе более или менее постоянный заработок на разгрузке и погрузке волжских судов: соль, нефть, керосин, хлебные грузы, лес и дрова на баржах, бревна в плотах. К пристани Ветки швартовались разные суда — барки, баржи и пароходы. Жили босяки где придется. Летом их спасали сараи, навесы, зимой без работы было совсем худо. Поэтому их, наверное, и прозвали в народе зимогорами.

Дом судоверфиДом на берегу реки Волга, куда 1920 году поселились первые работники судоверфи. Ныне снесен.

Читаем в путеводителе «Ярославль — в его прошлом и настоящем», вышедшем в 1913 году, о зимогорах: «Летом они ютятся где придется, а зимой живут в шалашах на Ильинке близ Ветки. Это сколоченные из досок на живую руку конуры, частью закрытые рогожами, частью просто засыпанные сверху снегом. Шалаши не отопляются: вход закрывается досками, на некоторых висят даже замочки. Общество «трудовой помощи» сделало попытку организовать из зимогоров артель, устроило было для них ночлежку, но дело не пошло. Зимогорцы — народ вольный, никакого режима не выносят, в артели они должны подчиняться известным условиям, а это им не по вкусу».

Северный дом«Северный» дом на берегу реки Дунайки, снесен в связи с реконструкцией завода в конце 1950-х годов.

На берегу, где в Волгу впадает Дунайка, стоял двухэтажный дом, который называли Северным. В нем располагалась контора Северного пароходства. Рядом с домом находился парк. Здесь сельчане смотрели синематограф. Самой многолюдной частью села была Торговая площадь, где в базарные дни продавали разные продукты, сено, клевер, овес. Часть местных жителей занималась извозом, держали ломовых лошадей. Зимогоры, ломовые извозчики — все это мужики, «дядьки». Это ещё одна версия происхождения название села — Дядьково.

Северный дом«Северный» дом, фото довоенных лет.

Что же осталось от Ветки нынче? В начале тридцатых годов закрыли Ильинскую церковь, в 1942 году снесли погост — потребовалось место для аэродрома. Погост сровняли. В наше время аэродром, где осваивали первые реактивные самолеты, уже не существует.

Аэропорт ДядьковоАэропорт в Дядьково, 1975 год.

Дядьково фактически превратилось в заводской поселок в пределах Фрунзенского района.

СтадионСтадион в посёлке Дядьково, довоенные годы.

Последние зимогоры работали в порту грузчиками еще в тридцатых годах. Их звали крючниками, поскольку они таскали почти непосильный груз на спине, на седелке, а сверху придерживали его крюком на веревке. Исчезли и молдоване из Бессарабии, поселившиеся перед войной рядом с аэродромом. В просторечии — цыгане. Не сумели они приспособиться ни к нам, ни к здешней жизни, ни к климату. Да и на родину видимо потянуло.

Родильный домРодильный дом в середине XX века, на т.н. Ветке, сейчас это район Дядьково, преемник этого родильного дома больница №2, на Попова, 24.

Послевоенный период характерен бурным развитием промышленного строительства на Ветке. Вместе с ним рос и жилой микрорайон. Все это хорошо, только грустно смотреть на засорение Волги. Теперь по Волжской набережной в Дядькове не погуляешь, трудно узнать и Дунайку — её берега перерыты.

Школа №23Школа №23 в Дядькове.

Когда рушат старое, разрушение набирает стихийную силу. В 1945 году сгорела церковь Святого пророка Ильи. Старожилы говорят, что пожар случился средь бела дня от сушилки, где приезжие на приемку судов моряки сушили свою обувь. А ведь Ильинская церковь была последним памятником церковного деревянного зодчества в Ярославле. Память о ней остается только в названии избежавшей переименований Ильинской улицы.

Сад СтрекозаДетский сад №77 «Стрекоза», улица Дружная, 14. 50-е годы.

В советское время рядом с этим уже увеличившимся в размерах поселением построили современный на то время судостроительный завод. Возводилось жильё для его работников, а также школы, детские сады, игровые площадки, дворец культуры, медицинские учреждения. Поэтому инфраструктура в районе достаточно развита. Работают магазины с товарами повседневного спроса, есть несколько кафе. Как место прогулок и отдыха местные жители очень любят парк судостроителей. Через микрорайон по-прежнему протекает речка Дунайка, а сам он стоит уже практически на берегу Волги.

Дядьково, ул. 5-я ЖелезнодорожнаяЯрославль, ул. 5-я Железнодорожная (сейчас Балтийская).

В начале Морозовской улицы ранее находилась Торговая площадь. На площади ещё в 50-60 годы прошлого века проводились ярмарки, существовали предприятия торговли и питания. Так же в те годы на площади находился ресторан «Каменный цветок». В районе Торговой площади стояли крепкие, добротные дома местных жителей, украшенные наличниками.

В устье Дунайки функционировала лодочная станция, для хранения моторных лодок горожан. Для детей существовали картинг-клуб (при Таксопарке) и СТК «Шторм» (от ЯСЗ), где занимались мотокроссом и водными гонками на скутерах и глиссерах.

СК ЧайкаСК «Чайка» и парк, 80-е годы.

Жилой фонд представлен разнообразно – от старенького частного сектора до многоэтажек, построенных для работников судостроительного завода и нефтебазы. Есть и совсем недавно возведенные многоквартирные дома. Рядом с Дядьково недавно отстроили микрорайон Сокол. Он стал местом сосредоточения новых многоэтажек с улучшенной планировкой.

Проспект ФрунзеЛыжники в парке, на заднем плане дом пр. Фрунзе, 57.

Общественный транспорт представляют собой автобусы и маршрутные такси. Добраться до центра города можно в среднем минут за тридцать.

Население Дядьково составляют пенсионеры и люди среднего возраста, которые получили жильё как работники завода, но также проживает и сравнительно много молодёжи, поселившейся в новых многоэтажках.

Экология микрорайона считается хорошей из-за большого количества деревьев. Один парк судостроителей – это сплошная большая зелёная зона.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.