25 Oct 22:53 avatar

Ярославль. Перспективы. Тенденции. Планы.

Которосльная набережная
В преддверии тысячелетия Ярославля — города с богатейшей историей и бурной, динамичной реальностью сегодняшнего дня — особенно интересной и актуальной становится тема его градостроительных перспектив. Как будет развиваться и расти областной центр, что ждет его улицы, площади, магистрали в ближайшем и в гораздо более отдаленном будущем, какие предстоят изменения и новации в облике города?

Генеральный план Ярославля представляет собой полный свод планировочных и технических документов, определяющих характер и принципы развития городской территории на несколько десятилетий. В плане обозначены направления и границы роста города, совершенствование инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, определены условия формирования городской среды, принципы зонирования территорий. Кроме того, в нем сформулированы критерии экологического и санитарного благополучия города, а также требования к сохранению памятников историко-культурного наследия и охраняемых природных объектов. Действующий сегодня Генплан города, утвержденный Советом Министров РСФСР еще в начале 70-х годов минувшего столетия, сохранил свою общую структуру и основные положения, но на протяжении всех прошедших лет не мог остаться незыблемой схемой. Жизнь идет вперед, и по мере изменений в экономических и социальных условиях, в которых существует город, в Генеральный план вносились поправки и уточнения. К числу наиболее значительных корректив, вызванных велением времени, следует отнести такие дополнения, как, например, территориальная схема охраны природы, карта водоохранных зон Волги и Которосли, комплексная транспортная схема с обоснованием необходимости строительства нового моста через Волгу, а также схемы размещения районов частной застройки и предприятий автосервиса.

В начале 90-х гг. институтом ЦНИИП градостроительства в Москве была подготовлена Концепция нового генплана. В 2003 году на основании этой концепции институт начал разработку нового Генерального плана г. Ярославля, и на сегодняшний день практически готовы уже несколько разделов проекта. В частности, проведена комплексная оценка территории города с анализом основных показателей нынешнего состояния городской инфраструктуры, подготовлена схема градостроительного зонирования, которая определяет типы и границы функциональных зон, а также территорий, в отношении которых действуют ограничения по характеру их использования. Кроме того, разработаны перспективные схемы развития магистральной улично-дорожной сети и городского пассажирского транспорта, основанные на стремлении к максимальному удобству связей между районами.

На базе анализа сегодняшней и расчета перспективной транспортной нагрузки, а также направлений движения автомобильных потоков выстроена наиболее рациональная схема перевозок по наикратчайшим расстояниям. По мере возможности учтена потребность в изоляции больших транспортных потоков от густо застроенных жилых кварталов. Огромное значение имеют также включаемые в план Правила землепользования и застройки. Они закладывают основу единой системы классификации всех территориальных зон города в зависимости от видов и параметров использования земельных участков, упорядочивают нормы, регулирующие принципы хозяйственного использования городских площадей.
Подготовленные разделы нового генерального плана развития Ярославля уже согласованы со всеми основными организациями, которые ведут государственный надзор в области градостроительства. Основные положения упомянутых разделов нового плана были одобрены по итогам рассмотрения на заседании постоянной комиссии муниципалитета Ярославля по экономике, муниципальной собственности и развитию города.

Существенно отличаясь от предыдущего, разрабатываемый сегодня Генплан сохраняет неизменной сложившуюся городскую структуру. Более того, проект плана не предполагает расширения территории города за пределы его сегодняшних юридических границ. Это обусловлено, с одной стороны, относительной стабилизацией численности населения Ярославля — согласно демографическим прогнозам, она в течение 15-20 лет останется на уровне около 600 тысяч человек. С другой — в последние годы действуют новые экономические условия землепользования. Теперь оно платное, и присоединение новых земель к городской территории, помимо серьезной процедуры юридического оформления, потребует выкупа земельных участков будущими застройщиками.

Таким образом, городу предстоит развиваться вглубь, осваивая имеющиеся у него территориальные резервы. Большее значение приобретает интенсификация этого развития, особенно в свете резкой смены хозяйственных условий в последние годы.

Наиболее перспективными для жилищной застройки сегодня можно назвать довольно просторные и еще недостаточно освоенные территории во Фрунзенском районе, прежде всего по обеим сторонам проспекта Фрунзе, где уже ведется активное жилищное строительство, в том числе по программе сотрудничества с московскими инвесторами. Второй обширной площадкой, где в ближайшем будущем предполагается массовая жилая застройка, станут свободные земли в Дзержинском районе близ Тутаевского шоссе. Сохраняется некоторый потенциал для строительства жилья и внутри района — в центральной части по проспекту Дзержинского и улице Панина. Всего в Дзержинском районе предусматривается застроить еще шесть микрорайонов.

Кроме того, внимание инвесторов привлекают также территории вдоль Московского проспекта и Большой Федоровской улицы. Интенсификация застройки этих участков также возможна, но требует особо тщательного учета мнения жителей, соблюдения их интересов. А это неизбежно предполагает и дополнительные затраты. Заволжский район, бурно застраивавшийся в последние десятилетия, практически исчерпал свои возмож-ности, здесь можно вести только точечную застройку. Исключение составляет микрорайон Резинотехники, а также небольшие внутренние участки в районе улицы Сахарова.

Особая ситуация с районом Твериц. При всей его безусловной привлекательности из-за близкого соседства с центральной частью города, он представляет собой место достаточно сложное для освоения. Особенности строения грунта, выходы подпочвенных вод и ощутимая заболоченность требуют больших предварительных работ по подготовке территории к строительству — и, следовательно, серьезных дополнительных затрат. Тем не менее интерес к Тверицам сохраняется, и на отдельных, пока ограниченных участках начаты предпроектные проработки.

Поскольку сохраняется неравенство в обществе, постольку оно влечет за собой обусловленные социальными причинами различия в характере застройки. Это не прихоть архитекторов, строителей или кого бы то ни было еще, это объективная реальность сего-дняшнего дня, с которой приходится считаться. Вот и новый Жилищный кодекс предусматривает строительство жилья как за счет самих застройщиков, так и за счет бюджета. Но я думаю, что в Ярославле географически это не должно быть очень заметно. В каждом из строящихся кварталов и микрорайонов предполагается смешанная застройка, при которой в пределах одного локального участка будут размещаться и панельные «малосемейки», и строения более высокого уровня комфортности, в том числе так называемые «таун-хаусы», то есть сблокированные жилые дома.

Таким образом, в целом застройка города пока остается пестрой, чередующейся.
Для создания более удобных условий проживания в каждом районе города Генеральным планом определяются территории под размещение объектов социального, культурного и бытового назначения — торговых центров, спортивных комплексов, кинотеатров, общественных и деловых зданий. В перспективе они будут сосредотачиваться большей частью вдоль главных внутрирайонных магистралей — проспектов Машиностроителей, Фрунзе, Московского и Ленинградского проспектов. Специалистами управления архитектуры и градостроительства мэрии в дополнение к Генплану города разработана особая «Схема размещения крупных деловых, торговых и общественных центров».

Многие обозначенные в ней объекты уже проектируются или строятся. Среди них — большой торговый центр на углу Московского проспекта и улицы Гоголя, деловой центр «Ярославль-Сити» на Московском проспекте, новая гостиница в районе Малой Пролетарской улицы, общественно-торговый центр на углу проспекта Машиностроителей и улицы Саукова за Волгой.

Надо сказать, что транспортная проблема в новом Генеральном плане проработана очень тщательно. Особое внимание к этому вопросу вызвано тем, что в последнее время резко увеличилась транспортная нагрузка на городские магистрали, количество машин ощутимо растет с каждым годом. Новый мост, который строится сейчас, решит очень большую задачу — выведет за пределы города огромную массу транзитного транспорта, пересекающего по пути из Москвы на Вологду и Архангельск чуть ли не весь Ярославль, в том числе и его исторический центр. К тому же это транспорт в значительной части тяжелый, большегрузный, что никак не способствует сохранности дорожного покрытия.

Генеральным планом внесены также заметные коррективы в схему развития магистральной улично-дорожной сети города. Так, нынешняя радиальная сеть улиц, сходящихся в центре города, дополнена кольцевыми магистралями, которые позволят перераспределить транспортные потоки. После того как эти «большие кольца» будут построены, уже не будет необходимости пересекать центр города по дороге из Красноперекопского или Фрунзенского районов, например, в Дзержинский или Заволжский. Кстати, на более отдаленную перспективу планируется также строительство третьего автомобильного моста через Волгу. Он будет расположен в створе улицы Лескова (Фрунзенский район).

Особые условия необходимо соблюдать при реконструкции уже существующих микрорайонов и кварталов, тем более в исторических частях Ярославля. Древний город вступает во второе тысячелетие своей истории, обновляясь и преображаясь, но он не должен при этом лишиться своей архитектурной индивидуальности. Об этом не хотелось бы говорить вскользь. Это обширная и серьезная тема заслуживает отдельного разговора.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.