20 Dec 22:51 avatar

Восстановление Успенского Собора

Восстановление Успенского Собора
То, о чем говорилось все 90-е годы, состоялось. В начале июня этого года с благословления патриарха Алексия II было подписано соглашение между Администрацией Ярославской области, Ярославской епархией Московского патриархата Русской православной церкви и московской строительной компанией «Корпорация ВИТ» во главе с Виктором Тырышкиным о восстановлении Успенского кафедрального собора в Ярославле. С этого момента все споры о необходимости воссоздания собора сменились конструктивной критикой и заботой профессионалов и общества о максимальной корректности восстановления святыни.

Аспектов значения воссоздания Успенского собора в Ярославле множество. Выделяют сакральное значение, при котором факт «возвращения» святыни в наш город вписывается в традицию восстановления утраченных ценностей веры, существовавших еще с библейских времен. Нельзя недооценить культовое значение реализации подобного проекта: с тех пор, как был разрушен собор, старейшая в России Ярославско-Ростовская епархия не имеет кафедрального храма. Есть, разумеется, и символическое значение: Успенский собор в Ярославле для многих верующих был и остается символом оплота Русской православной церкви на Волге, и факт его восстановления означает очередной этап возрождения православной традиции.

Реставраторы и архитекторы говорят о градостроительном значении воссоздания Успенского собора как доминанты исторического силуэта города. Вплоть до 30-х годов прошлого века проплывающие по Волге суда видели мощный четверик и золотые купола Успенского собора, от которого начинался каскад церквей по Волжской и Которосльной набережным. Важно восстановление собора для воссоздания планировочной структуры исторической части города, которая, как известно, является шедевром русского градостроительства конца XVIII века. Сейчас планировочная структура исторической части города с улицами-лучами и замыканием перспектив важными градоформирующими объектами нарушена и требует своего восстановления. Кроме того, как в русской, так и в западной традиции очень велико градообразующее значение кафедрального собора: есть собор — есть город.

Нельзя недооценить историко-культурное значение воссоздания Успенского собора. Его посещали многие царственные особы (от Рюриковича Ивана Великого до последнего царя рода Романовых — Николая II). Успенский собор знаменит и происходившими в нем очень важными государственными событиями: именно здесь Дмитрий Пожарский был благословлен в поход на Москву, занятую тогда поляками. И безусловно: разрушенный храм — попрание великих страниц истории.
Успенский собор — это одно из первых каменных зданий в Ярославле, которое было заложено в 1215 году ростовским князем Константином Всеволодовичем. За всю свою долгую и сложную историю храм Успения Божьей Матери неоднократно горел и перестраивался. А в 1646 году был построен, по сути, новый храм на старом месте. Именно в него была перенесена в 1788 кафедра епархии из Успенского собора города Ростова. В 1674 году к Успенскому собору был пристроен придел князя Владимира. Известно, что к концу девятнадцатого века центральный городской храмовый комплекс на Соборной площади включал в себя еще зимний придел с красивой мраморной облицовкой, освященный в честь святых мучеников ярославских Василия и Константина; его построили в 1831-33 годах. В 1836 году была возведена высокая, в 55 метров, колокольня с более чем десятком колоколов, самый большой из которых весил 70 пудов. Храм украшал резной золоченый иконостас в пять рядов в барочном стиле. Пребывали в храме все главные ярославские иконы — Спаса и Богоматери Ярославской, Смоленской богоматери (та самая, которая спасла город от морового поветрия в XVII веке) и многие другие. В 1674 году храм был расписан ярославскими мастерами.

До сегодняшнего времени сохранилось достаточно иконографических материалов для воссоздания собора. С другой стороны, в связи с меняющимся при перестройках обликом возникает резонный вопрос о том, как же храм должен выглядеть сегодня. Вид собора будет зависеть не только от грамотности и корректности проекта, но и от качества его реализации. Например, важным является выбор материалов. В начале XXI века повторять технологию века XVII, разумеется, не имеет смысла, да и не получится этого сделать. Однако важно использовать материалы, близкие к подлинным. Специалисты считают, что таким материалом для фасадов должен стать большемерный кирпич, который может обеспечить максимальную точность восстановления микропластики фасадов собора (отмечается, что варианты штукатурки недопустимы).

Нюансов, которые должны быть учтены при реализации этого грандиозного проекта, много. И это вопрос профессионализма тех, кто будет работать над воссозданием храма. Собор, который ярославцы должны получить в подарок к тысячелетию своего города, не должен выглядеть макетом в натуральную величину.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.