8 Aug 22:46 avatar

На пороге тысячелетия

Стрелка
На пороге празднования тысячелетия Ярославль стремится не просто нарядиться перед торжеством. В городе активно ведутся серьезные преобразования, затрагивающие практически все сферы хозяйства и жизнедеятельности.
Средства массовой информации уже немало говорили о всевозможных «тысячелетних» проектах, работу над которыми власти и исполнители намерены завершить всего через два года. На этот раз о том, что нас с вами ждет, говорит глава города – мэр Ярославля Виктор Владимирович Волончунас.

Набережные и Стрелка: завтра будет лучше чем вчера

Не так давно жители города имели возможность наблюдать за конкурсом на лучший проект памятника к тысячелетию Ярославля, который организовывала мэрия города. В конкурсе приняли участие более двадцати авторов и авторских коллективов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и других городов. Проект-победитель разместится на Стрелке в рамках ее благоустройства. Верхний ярус Стрелки тоже меняется на глазах – там возводится Успенский собор. А многие ярославцы переживают, что в связи с реконструкцией не останется места фонтанам.

Практически все проекты, которые уже определены программой и мероприятиями по подготовке к тысячелетию, в основе своей уже запущены в работу. Положено начало укреплению берегов реки Волги, движутся к завершению консультации по благоустройству Стрелки. Решается и вопрос всего фонтанного хозяйства на Стрелке, а также укрепления берегов Которосли. Вообще можно сказать, что укрепление речных берегов – это дело векового характера. Такие работы выполнялись у нас лишь в середине 20 века. И только спустя 40 лет мы вернулись к этой задаче, и сегодня имеем хорошую возможность решить ее к празднованию 1000-летия. Отправной точкой в этом вопросе явилось введение в действие нового моста через Волгу. Это очень значимый этап. Теперь ведется организация подходов к мосту, и до 2010 года она должны быть выполнена. Набережная Волги, Стрелка, Которосльная набережная – это, пожалуй, объекты, которые действительно определяют лицо нашего города, поэтому они очень важны для нас.

Если говорить о фонтанах, которые находятся сегодня на Стрелке, речь идет даже не реконструкции. Ведь они эксплуатировались более 30 лет, и сейчас, само собой, пребывают далеко не в лучшем состоянии. Скажу прямо, такого уровня нам уже недостаточно. Нас ждет не только благоустройство этой зоны, но и переразмещение всего фонтанного комплекса. Даже первые, пока еще теоретические, решения и эскизные проекты позволяют убедиться: то, что задумано, как минимум, не хуже того, что есть. В частности, там будет размещен памятник по проекту, выигравшему в общегородском конкурсе, в центре как раз встанет главный фонтан, наверх будет вести лестница с каскадом фонтанного хозяйства. Хотя как именно все это будет выглядеть, окончательно говорить пока рано. Наши архитекторы даже предлагают поставить символическую скульптуру мишки с небольшим фонтанчиком. Эскизные наброски по преобразованию этой зоны находятся в данный момент на стадии проработки. Две мастерские работают над предложениями. Среди них есть и идея частично застроить правую часть Стрелки. Одно можно сказать точно: фонтаны со Стрелки не исчезнут! Они будут намного лучше, обязательно с подсветкой и музыкальным сопровождением, станут настоящим украшением набережной, чтобы ими могли любоваться ярославцы и туристы.

Сама же набережная тоже изменится в лучшую сторону. Уже проводятся работы по благоустройству ее верхнего яруса в районе Управления железной дороги. Первым этапом предстоит замостить плиткой путь от Управления до памятника Некрасову. А затем гранитная плитка ляжет и до самой Стрелки. Думаю, что жители города останутся довольны.

Стадионы и физкультурные комплексы: спорт для всех

В Ярославле любят спорт. Это относится не только к болельщикам «Шинника» и «Локомотива». Становится все больше тех, кто предпочитает здоровый и активный образ жизни. Поэтому в городе возводится много новых спортивных сооружений. Семь лет назад торжественно открылась «Арена-2000», последние годы отметились строительством новых ФОКов. Чего ожидать спортивному Ярославлю перед тысячелетием?

Мы уже приступили к реконструкции стадиона «Шинник». Правда, еще не до конца решены вопросы с Восточной трибуной. Ее реконструкцию начали еще до 80-х годов! Она так и не была закончена. Но ее предусматривали без козырька. Если честно, он, возможно, не так на ней и нужен. Максимальное количество зрителей, приходящих на стадион, — 20 тысяч человек. Поэтому будет вполне достаточно того, если под козырьком будут север, юг и запад. На Восточной трибуне редко бывает много народа: оттуда не всегда удобно смотреть на поле – в то время, когда проводятся игры, под вечер солнце начинает светить в глаза. Но наличие козырька – не самое главное. Главное в том, что комплекс стадиона «Шинник» будет реконструирован в целом. А ведь этим занималось не одно поколение органов власти и города, и области! Я считаю, что этот проект очень важен для Ярославля и городского спорта.

А дальше не за горами и создание крытого стадиона с волейбольно-легкоатлетическим комплексом. Этим занимаемся и мы, и губернатор области. Нами уже предложены площадки по возможному их размещению. Надеюсь, и эта идея начнет претворяться в жизнь в ближайшее время. С другой стороны, в Ярославле есть и полностью завершенные проекты в отрасли спорта. К примеру, на том же «Шиннике» вводится в действие детский спортивный комплекс. На днях открылся детский комбинат за Волгой. До конца года сдадим еще два спортивных комплекса. А на будущий год завершится реконструкция бывшего хоккейного корта «Торпедо», который находится на Пятерке.

Городской транспорт: какой же русский не любит быстрой езды?

Несколько месяцев назад Ярославль узнал о проекте введения в транспортную систему города монорельсового трамвая. Новость была отнюдь не местного значения, так как подобных нововведений пока нет ни в одном российском городе, включая Москву и Санкт-Петербург. Монорельс обещает быть тихим, быстрым и экономичным, но он один не сможет решить всех вопросов ярославского транспорта.

Сейчас ремонтируется Толбухинский мост, из которого получается прекрасная транспортная составляющая в системе городского движения. Большая работа, которая нам с вами предстоит, — это благоустройство улиц Большой Октябрьской и Чайковского, а также реорганизация там трамвайных путей. Думаю, что до сентября мы четко определимся со схемой движения транспорта, с учетом открытия в этом районе концертного зала, активное проектирование которого происходит как раз сейчас. Большая Октябрьская сильно сужена, поэтому мы прорабатываем схему движения как троллейбуса, так и трамвая. Но можно утверждать, что трамвай по Октябрьской ходить будет, вопрос лишь в том, какой и по какому маршруту. От Ярославля-Главного также пойдет или трамвай, или троллейбус.

Пока не все окончательно ясно с проектом нового или, как его называют, «французского» трамвая. Министр транспорта Левитин занят в Сочи, где занимается транспортными магистралями по поручению председателя правительства в преддверии грядущей Олимпиады. Как только он немного освободится, мы, вероятнее всего, решим судьбу этой идеи. Пока похоже, что с этим планом мы начинаем несколько запаздывать, так как процесс принятия решений чересчур затянулся. А ставить себя в рамки риска при подготовке к тысячелетию и оставить проблему транспорта и благоустройства улиц нельзя. Возможно, что придется и отказаться от сиюминутного воплощения этого пилотного проекта. Хотя затея очень хорошая. Если бы в Ярославле пошел первый такой трамвай, это стало бы украшением города, ведь такого нигде нет! На улицах «запахло» бы Европой и цивилизацией. Поэтому говорить о том, что мы полностью отвергли эту идею пока рано: это не так.

Строительство жилья: мир и дворцам, и хижинам

В этом году мы должны перевалить за цифру ввода 300 тысяч квадратных метров жилья. Это говорит о том, что город приближается к той наивысшей отметке, которая была в 1989 году — 326 тысяч квадратных метров. В то время были капитальные государственные вложения и работали средства предприятий. Останавливаться на достигнутой планке мы не станем, и, если рынок будет востребован, можем дойти и до 400 квадратных метров. Такая перспектива есть.

Сейчас прорабатывается и в ближайшее время будет введена в действие новая схема строительства жилья несколько меньших площадей. В настоящее время строится много жилья с огромными трехкомнатными квартирами. С другой стороны, стоимость одного квадратного метра очень высокая. Говорят: «Давайте бороться с ценой квадратного метра, чтобы он стоил дешевле». Он не будет стоить дешевле! Надо стараться жить по средствам. Трехкомнатная квартира может быть и 100, и 120 метров — это хорошо и даже роскошно. Но ведь было неплохо и в 90-е годы, когда площадь двухкомнатной квартиры была 54 метра. Получали кухню порядка 10-12 квадратных метров, остальное — комнаты, и все были рады.
Значит, надо выдавать такое жилье, которое было бы дешевле строить, но и людей бы удовлетворяло. Мы не идем к «хрущевкам»! Это пройденный этап. Но перед Департаментом организации строительства я такую задачу поставил, и мы уже наработали схему, когда будем строить квартиры меньших площадей, но которые должны отвечать всем санитарным нормам, и в том числе Жилищному кодексу. Ведь мы хотим, чтобы двигались очереди на жилье.

А в 2007 году начала работать разработанная нами система субсидирования. Люди сразу откликнулись, и очереди стали двигаться. В первый же год жилье получила 101 семья. Меняется ситуация и с аварийным жильем – идет его расселение. Также стали получать жилье молодые семьи, в этом году ставится задача обеспечить им 200 семей. Поэтому мы должны строить жилье, которое было бы подешевле для бюджета и в плане его приобретения, для социально значимых групп населения. И я считаю, что это наиболее правильный путь, который даст нам больший результат. Это и будет городской заказ.

Я считаю, главное – дать возможность людям приобретать жилье для того, чтобы отделить молодых, да и самим улучшить жилищные условия.

Благоустройство и туризм: что в городе тебе моем?

Мы живем в древнем город с богатой историей и прекрасной архитектурой. Посмотреть Ярославль приезжают как иностранцы, так и жители из других мест России. Дальнейшие успехи в развитии экономики города и области часто связывают именно с расцветом въездного туризма в Ярославле. Что предложит город своим гостям в честь своего праздника?

Конечно же, нам хочется построить как можно больше гостиниц. Но у инвесторов свой взгляд на вещи. Они смотрят, насколько заполнены в Ярославле уже существующие гостиницы, а это далеко от 100%. Просто заставить кого-то строить то, что сейчас невыгодно, невозможно. Город и область занимаются развитием туризма и всеми силами стараются привлекать сюда людей. Многое говорится и о тысячелетии, и о самом Ярославле, как он станет красив. Планируется озеленение, строится собор. Мы стремимся показать, что это хороший, развивающийся город, у которого есть перспективы. Наш даже девиз: «Древний город, стремящийся в будущее».

Несомненный плюс Ярославля состоит еще и в том, что у нас спокойно. Здесь живут представители многих национальностей, и они прекрасно сосуществуют бок о бок вот уже не один десяток лет. И они также будут выступать на фестивалях, проводить конкурсы «Играй, гармонь!», организовывать Масленицы – делать все, чтобы к нам приезжали. Не секрет, что сегодня многие туристические компании привозят к нам свои группы специально на День города. Этот праздник не просто прижился, он уже стал ритуалом!

Но ведь городские праздники существуют не только для туристов. Мы хотим воспитывать нашу молодежь, чтобы она трудилась, чтобы любила и ценила то, что имеет. Как можно ценить то, что создано, но не показано? Мы показываем труд наших горожан, хороших людей, которые есть в городе, и которые заслуживают того, чтобы о них говорили. Своим городом надо гордиться!

Кроме того, намечено поставить несколько памятников. В ближайшее время будут проводиться конкурсы среди скульпторов, результатом которых должны стать проекты возможно даже нескольких десятков парковых скульптур, которые преобразят городские ландшафты. Планируется создание пешеходной зоны от площади Волкова до памятника Некрасову. Идет завершающий этап разработки документации по обустройству цирка, находящегося в федеральной собственности. Считанные дни остаются до начала работ по строительству нового торгового комплекса на улице Свободы. Решен вопрос по размещению концертного комплекса с конгресс-холлом на Которосльной набережной в районе финансового училища. Согласованы работы по переносу существующей там спортивной площадки. Мы даже построили зоопарк! Ни у кого нет такого зоопарка, а у нас будет. Значит, мы будем отличаться от других не только Толгой или церковью Ильи Пророка. Значит, к нам поедут. Все это элементы превращения Ярославля в красивый и интересный город как для тех, кто в нем живет, так и для наших гостей.

Конкурентоспособность: что имеем — сохраним

Виктор Владимирович Волончунас является вице-президентом Международной ассамблеи столиц и крупных городов, а также президентом Союза городов Центра и Северо-Запада России. Это дает возможность сравнивать Ярославль с другими городами, наблюдать за опытом различных регионов России. Какое положение занимает Ярославль относительно своих соседей? К чему стремится наш город? Настало ли время говорить о благополучии?
Город подходит к тысячелетию далеко не в худшей форме. Мы находимся на нормальной позиции и даже не середняки. У нас есть заповедная зона, зона ЮНЕСКО. У нас много памятников – почти 140 только федерального и местного значения! Сравниться с нами может лишь Санкт-Петербург. У Ярославля есть свое лицо. Не скажу, что мы где-то в лидерах, но точно выше среднего.

У нас неплохая промышленность. Мы живем в работающем городе, хотя здесь и есть полпроцента безработицы. В Ярославле даже несколько выше заработная плата, чем во многих других городах. Правда, именно она становится причиной многих проблем: как набрать работников в жилищно-коммунальное хозяйство и на транспорт, как укомплектовать милицию, как привлечь младший медперсонал и молодых учителей? Все это сферы с низкими заработными платами. Конкуренция профессий создает определенные сложности.

Наше коммунальное хозяйство прошло реформу, и в этом плане среди областных муниципальных образований мы тоже находимся на хорошей позиции. Ярославль ведет самостоятельную политику, которая позволяет инвестировать деньги в развитие коммунального хозяйства, строительство и налаживание городской инфраструктуры.

Конечно, есть у нас и недостатки. И в плане благоустройства, и в жилищной сфере, и с дорожными вопросами. Но после такого падения, которое было в 90 годы, не так-то просто быстро подняться на хороший уровень. Мы идем постепенно, шаг за шагом, но вперед. Назад мы уже не откатываемся – это большое достижение. И то, что сегодня в Ярославле происходят такие преобразования – все это для того, чтобы, во-первых, нашим людям жилось в городе спокойно и комфортно, а во-вторых – чуть-чуть опережать в развитии другие регионы.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.