9 Nov 22:36 avatar

Памятник Тысячелетию - безальтернативный проект

Памятник Тысячелетию
Ярославль сегодня становится площадкой для реализации многих замыслов и проектов. Город готовится к Тысячелетию, подводит итоги, закладывает стратегии будущего развития и формирует напутствие нашего времени. Высказывание, которое современное поколение отправит в следующее Тысячелетие и ярославской, и российской истории.

На сегодняшний день, следуя логике планировщиков и руководителей города, это высказывание должно принять форму монумента, в котором «в яркой и емкой форме будет воплощена главная идея вклада Ярославля в развитие России». Память тысячелетней ярославской истории должна найти для себя не только образ и форму, но и место в городе.
Суждено ли памятнику Тысячелетию Ярославля стать памятником тысячелетия, смогли оценить ярославцы, посетившие выставку конкурсных проектов в Городском выставочном зале им. Нужина. После ремонта зал приобрел новое качество и стал выставочным комплексом Тысячелетия Ярославля. Теперь его экспозиции будут знакомить горожан и гостей города с юбилейными проектами.

Помимо выставочного зала, информировать жителей о планирующихся проектах будут экраны на площадях Волкова и Богоявления. Возможно, это будет способствовать тому, чтобы ярославцы более внимательно относились к происходящему в городе и активно выражали свое мнение.

В октябре завершился первый этап конкурса проектов памятника Тысячелетию Ярославля – этап концептуальных решений. На суд горожан и профессионального жюри были представлены двадцать проектов архитекторов, художников, дизайнеров, скульпторов из Ярославля, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Златоуста.
В результате предполагается отобрать четыре лучших предложения по месту, форме и концепции. Однако как заметил мэр города, не обязательно итогом конкурса станет определение памятника Тысячелетию Ярославля. Возможно, такой памятник из предложенных выбрать не удастся, но некоторые проекты смогут и без этого титула быть воплощены в городском пространстве и среде.

Виктор Волончунас искренне выразил свое впечатление, назвав его «растопыренным»: среди проектов есть на что посмотреть, но выбрать «памятник Тысячелетию» затруднительно.

Главный архитектор города Аркадий Бобович согласился, что этот конкурс — сложнейший и ответственный, тем более, что участникам было предложено подумать не только об образе, но и о месте размещения памятника. Его площадка пока не определена и, возможно, проектировщики обозначат интересные варианты его расположения.
Наибольшей популярностью у конкурсантов пользовались площадки верхней и нижней Стрелки – свой памятник разместили там половина проектировщиков. Среди других территорий прорабатывались Красная и Октябрьская площади, перекресток улицы Свободы и проспекта Ленина, Первомайский бульвар, территория напротив Спасо-Преображенского монастыря и мост через овраг у стадиона «Спартаковец». На одном из проектов даже появился новый топоним — площадь Тысячелетия – на месте фонтанов перед часовней Александра Невского. Автор разработал все пространство площади, расположив на ней скульптурную группу князя Ярослава с дружиной, медведя, входящего в искусственный водоем, и аллегорическую скульптурную композицию «Древо жизни».

Большинство проектов, связанных с территорией Стрелки, к сожалению, игнорировали строящийся Успенский собор и рельеф ландшафта. В заповедном месте, связанном с рождением города, водружали скульптуру медведя, сурово выдвигающегося из откоса набережной. Устанавливали стеллы с аллегорическими фигурами Пахаря, Воина, Жницы и Матери или скульптурами Ярослава Мудрого, России, митрополита, архангела, строителей или образом Покрова Богородицы, венчающего стеллу, в основании которой – объем колокола. Вдоль мыса Стрелки, помимо стеллы, организовывали аллею с фонтанами, в пилонах которых помещали рассказ о ярославской истории. Создавали композицию в форме «шапки Мономаха». Устраивали в откосе набережной лестницу, по сторонам которой располагали летопись ярославской истории, а в центре, в нише в форме колокола, – по-народному наивно сделанную фигуру Ярослава с топориком в руках.

Несмотря на трепетную манеру исполнения последней скульптуры, в целом предложение вызывает сомнение: лестница в откосах имеет пещерный вид и натолкнуться там на фигуру Ярослава с топором было бы страшно не только медведице. Позволив себе прокомментировать лишь последнее предложение, отмечу, что в нем, по крайней мере, немного теплилась жизнь, в отличие от других брутальных в случае с медведем, или пафосно-аллегорических решений бесконечных стелл-маяков.

На Первомайском бульваре или, как варианте, площади Богоявления и Стрелке, был предложен конный монумент Ярослава Мудрого. На коне, и в окружении дружины Ярослав представлен и в проекте, привязанном к мосту через овраг. Вспоминается покровитель Москвы Георгий Победоносец и петербургский Медный всадник, но вот в отношении Ярослава и Ярославля конный образ не складывается: уже достаточно он заявлен в культуре и прочно ассоциируется с другими городами. Зачем все время притягивать к себе сравнения?

Развилка городских дорог на перекрестке улицы Свободы и проспекта Ленина привлекла, с одной стороны, авторов «Короны времени», равнодушно сияющей на непритязательном перекрестке, а с другой стороны, создателей аскетичного обелиска, высеченного из природной скалы, символизирующего «гордый характер жителей города» и непроизвольно окрашивающего его в унылый серый цвет. Такие кардинально противоположные решения найдены конкурсантами для одной городской территории.

Перед Спасо-Преображенским монастырем в одном из проектов размещен свето-музыкальный фонтан с традиционным набором аллегорических персонажей.

А был автор, решивший распространить свой проект на всю центральную часть города, предложив памятник Собинову перед филармонией, Екатерине и губернатору Мельгунову перед военным госпиталем, Петру I у церкви Николы Мокрого на ул. Чайковского, ярославскому воинству у церкви Михаила Архангела, Шаляпину на Волжской набережной, адмиралу Ушакову у Арсенальной башни и так далее. Видимо полагая, что из предложенного многообразия что-то да выберут, автор решил «окутать» Ярославль скульптурной «сетью». Только каково будет жителям среди этих каменных призраков и бюджет какого города может позволить себе все эти «дани» истории?

Красная площадь привлекла авторов, в основе концепций которых Ярославль – столица «Золотого кольца»: одни создают галерею с дарами городу, коллонаду, обрамляющую вход на Первомайский бульвар, и «цветодинамичный» фонтан в форме кольца в центре площади. Другие проектируют шарнирный объем, каждый уровень которого – столетие ярославской истории. Третьи придумывают сложную форму с гербом, который венчает золотой купол-«шапка», а вдоль расположены ряды медалей с именами выдающихся ярославцев. Четвертые в центр площади вписывают объем часовни, вокруг которой – сидящие фигуры ангелов. Как вариант последней концепции – на Октябрьской площади расположена колокольня, вокруг которой также задумчиво восседают ангелы. Объемы колокольни и часовни не традиционны, художественно переосмыслены. Пожалуй, это был чуть менее патетичный и чуть более авторский проект из всех, представленных на конкурс.

Но говорю осторожно, со словом «чуть», потому что финальное ощущение все-таки свидетельствует о том, что на выставке представлены работы одного коллективного автора. Даже в этих сжатых описаниях легко разглядеть шаблонный характер мышления проектировщиков, представивших на конкурс свои работы, и их общий «монументально-героический» пафос. Ощущение тысячелетней тяжести от отсутствия в проектах живой творческой энергии не покидает и развенчивает всякую необходимость подобного памятника для города.

Авторам, принявшим участие в конкурсе, словно не важно было ни их принадлежность к XXI веку, ни собственное отношение к городу, ни индивидуальный авторский стиль, ни возможность создать для Ярославля памятник, который способен открыть новую страницу его истории, а не погрузить в прошлое тысячелетие. Выбирать среди конкурсных проектов сложно, потому что сама ситуация выбора отсутствует: все проекты равны, как на подбор, в ограниченности представленных идей и образов.

Мэр Ярославля Виктор Волончунас заявил, что его не устраивают ни один из представленных вариантов памятника 1000-летию Ярославля.

«Я скажу прямо, что придется продлить этот конкурс. Из того, что мы посмотрели, не могу сказать, чтобы какой-то проект из двадцати лег на душу. Такое же мнение и у специалистов. К сожалению, у авторов проектов есть определенная степень зашоренности, почему-то все показывают начало Ярославля, что называется, в лаптях и в шлемах, но все забыли, что было после этого. Когда закладывался город Ярославль — это не лучшее время в его истории. Нужно вспомнить и основные вехи его развития за 1000 лет», — считает Виктор Волончунас.
Мэр Ярославля подтвердил, что уже принято решение разместить новый памятник в центре города. Конкретное место будет зависеть от принятия концепции монумента.

Заметим, что еще в начале прошлого столетия Ярославль имел памятник великому князю Ярославу, «каменный, пирамидальный, стоявший в овраге», сооруженный в честь основания города. Однако в начале 1830-х годов по «воле императора Николая I» он был разобран, как «несоответствующий своему назначению», так как с течением времени превратился просто в груду камней. Может быть проектные решения И. А. Тихомирова, разработанные им в 1882 – 1886 гг. послужат стимулом для архитекторов, желающих отразить вехи становления и развития Ярославля в памятнике Тысячелетия?

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.