9 Mar 20:04 avatar

История Казанского женского монастыря

Казанский женский монастырь
В мае 1609 года, после неудачной осады польские интервенты вынуждены были оставить город, так и не заняв Кремль (территория современной Стрелки) и Спасо-Преображенского монастырь, героически оборонявшиеся ярославцами. В память об этом знаменательном событии и в честь иконы Казанской Божьей Матери, спасшей город от захватчиков, на месте ныне действующего Казанского собора была заложена деревянная церковь. Деревянный храм был сооружен «на болотце» всем миром. Вскоре близ церкви поселились 72 монахини из сожженного поляками Рождественского монастыря, который располагался близ церкви Богоявления. Эти события и положили начало истории Казанского женского монастыря.

Все первые постройки монастыря, включая стены, были деревянными. Только в 1649 году была сооружена каменная церковь, но большой городской пожар 1658 года уничтожил все деревянные постройки, существенно повредив и каменный храм, который вскоре был отстроен.

Монастырь был известен и в Москве. Царскими грамотами подтверждалось жалование по 1 рублю в год старицам монастыря. За счет дарений, монастырь приобретал церковную утварь, иконы, колокола, обустраивал территорию. В 1750-60 гг. вокруг него была построена каменная ограда. В 1770 г. из казны было получено 500 рублей для строительства дополнительных деревянных келий.

Казанский женский монастырь в Ярославле
В соответствии с Указом Екатерины II того же года (1770-го) было запрещено хоронить в приходах городов, а монастырское кладбище размещалось за его стенами, близ современного Первомайского переулка. В связи с чем, для захоронения насельниц Казанского монастыря отводилось место на кладбище Толгского. Исключения составляли лишь погребения настоятельниц, которые по-прежнему проводились в алтарной части собора.
К концу XVIII – началу XIX веков каменные монастырские постройки пришли в упадок: храмы потрескались, обветшали, а каменная ограда с угловыми башнями «обросла деревьями» и склонилась к падению.

В течение первой половины XIX века монастырь был отстроен заново: сооружены келейные корпуса, вместо старой «неблаговидной» каменной ограды была возведена новая, по-прежнему с четырьмя башнями по углам. В 1845 году был освещен Казанский собор, построенный по проекту столичного архитектора А. И. Мельникова на месте одноименной каменной церкви, построенной еще в 1649 году. Застройка монастыря продолжалась вплоть до I Мировой войны.

Рядом был сооружен Покровский храм (1828 г.). Значительный участок территории занимал трехэтажный корпус келий настоятельницы. К нему были пристроены больничные палаты с домовой церковью Сретенья (1808 г.). Вдоль ограды стояли 5 каменных и 6 деревянных зданий келий. У западной стены трапезной Покровского храма была одновременно сооружена высокая (60 метров) 4-ярусная колокольня в классическом стиле. Позднее всех в конце XIX века соорудили восточный корпус келий.

В западной части монастыря находился хозяйственный двор, на котором стояли конюшни, каретник, бани и другие бытовые постройки. К покоям настоятельницы с восточной стороны примыкал небольшой сад. Таким образом, на территории обители было очень мало свободного места, но расположение келейных корпусов по периметру стен создавало определенные удобства и строгий уют.

Собор Казанского монастыря
В 1764 году Казанский монастырь в соответствии с церковной реформой был причислен к трехклассному. В начале XIX века он становится общежительным (до этого насельницы всем необходимым, включая питание и жилье, обеспечивали себя сами). На его содержание тратилось 240 рублей из казны, а штат был утвержден в составе игуменьи, казначеи, 150-ти монахинь (с 1859 года добавилось еще 150). Казанский собор являлся и приходским храмом, что позволяло не только благоустраивать территорию но и довести число насельниц к началу XX века до 300 человек (по другим данным – до 400). Хозяйственная деятельность монастыря опиралась на большой участок собственной дачи за Волгой и мельницы на р. Лахости. Здесь были свои огороды, плодовые сады, строились даже каменные жилые дома.

Ярославская губерния славилась тем, что была на одном из первых мест в империи по грамотности населения. Свою лепту в дело народного образования вносил и Казанский монастырь. Еще в 1860-е годы при нем существовала школа грамоты, которая располагалась в юго-западном крыле (близ площади Волкова). Правда, в 1870-80 гг. здесь была устроена богодельня, но в 1896 году вновь начала действовать одноклассная, с 3-годичным сроком обучения школа. В ней работало 4 педагога (хотя по уставу монастыря полагалось только два). Все они имели хорошую подготовку и были из уважаемых в городе семей. Так, например, Ольга Корсунская, была дочерью известного ярославского краеведа Н. Н. Корсунского, преподавателя духовной семинарии (современный корпус ЯГПУ на Которосльной набережной, д. 46), редактора неофициальной части «Ярославских епархиальных ведомостей».

Ученицы в возрасте от семи до двенадцати лет были разделены на 3 группы (отделения). Учебники и школьные принадлежности выдавались бесплатно. Занятия начинались в 9 часов и заканчивались в 14 (для двух младших групп) и в 15 — для старших. День начинался и заканчивался молитвой. Изучали Закон Божий, русский и церковно-славянские языки, арифметику, чистописание. Девочки старшей группы обучались рукоделию. Плата за обучение не взималась.

Насельницы монастыря участвовали в патриотических начинаниях. Так в Отечественную войну 1812 года обитель пожертвовала 300 рублей, насельницы — 300 рублей, а настоятельница свое годовое жалование — 100 рублей. Монастырь принял беженцев из захваченных врагом территорий в т.ч. игумений и монахинь московских монастырей.
Во время эпидемий устраивались крестные ходы, в храме выставлялись кроме своей чудотворной иконы также и Толгская богоматерь и другие. В результате «по молитвам заступницы избавление города избавление от болезни происходило».

Икона Казанской Божьей Матери
История появления в Ярославле иконы Казанской Божьей Матери весьма примечательна. Она была списком (копией) с чудотворного образа Казанской Богоматери. Житель города Романова (ныне Тутаев) Герасим Трофимов по делам приехал в Казань (а жители нашего края вели активную торговлю со многими областями), где недалеко от города, в местечке Тетюши, ему открылось видение. Следуя ему, Герасим купил в городе список с Большой Казанской Богоматери и привез его в Романов для помещения ее в специально построенный храм. Но жители города установили икону в уже действующую Никольскую церковь.

Тем не менее вскоре начались чудеса исцеления, которые были зафиксированы в записях этой церкви. Весной 1609 года «литовские люди и русские воры» захватили Романов. Один из них — православный литовец Яков Любский — взял эту икону в качестве трофея и вместе с войском принял участие в осаде Ярославля. Здесь он подарил (по другим данным — продал) ее городскому старосте Василию Лыткину с условием внести его имя в синодик и поминать по праздникам вечно. Сначала икона была помещена в церковь Дмитрия Солунского, а затем перенесена в церковь Рождества Христова на Волге. Во время осады Ярославля дьякону Воздвиженской церкви Елеазару случилось видение: в честь избавления города от врагов поставить храм во имя чудотворной иконы.

Деревянный храм был сооружен «на болотце» всем миром, где и была впоследствии помещена икона. Романовцы (ныне тутаевцы) пытались заполучить ее обратно, но по велению патриарха и царя получили лишь ее список, правда, богато украшенный за счет ярославцев.
Роковым в истории монастыря оказался 1918 год. Июльское городское восстание (мятеж) сопровождалось массированным обстрелом города, особенно колоколен, на которых были установлены пулеметы. Крепость старинных стен церквей и соборов позволили им выстоять, но высокая колокольня получила много повреждений, что позволило городским властям заявить об ее опасности для жизни горожан возможным разрушением и снести, хотя первоначально в ней предполагалось устроить обсерваторию.

В конце 1918 года монастырь как таковой перестал существовать. Монахинь изгнали из его стен без предоставления какого-либо жилья. Часть из них вынуждена была покинуть Ярославль, другая перешла в Толгский монастырь, третьи искали убежище у окрестных крестьян. После пожаров 1918 года город испытывал большую потребность в жилье, поэтому часть келий была отдана лишившимся крова горожанам.

С 1 сентября 1919 года до лета 1922 года территория монастыря была отведена под концлагерь. В нем находились люди, оказывавшие помощь восставшим, а также «нетрудовой элемент». Все они занимались разборкой разрушенных зданий, уборкой улиц от мусора и т.д. В это же время в соборе был организован склад церковных вещей, привезенных из разных церквей. В 1919 — 1921 гг. Покровский храм выполнял функции приходского и служил местом хранения святынь монастыря и церковного имущества. Впоследствии он был закрыт, а прихожане стали посещать Крестовоздвиженскую церковь, куда было перенесено и церковное имущество. Но в 1931 году и эта церковь была закрыта, судьба монастырских святынь и поныне неизвестна.

В условиях острой нехватки пригодных для жилья помещений, городские власти использовали игуменский корпус со Сретенской церковью как казарму для частей ГПУ, а с 1923 года — под Дом крестьянина. Часть келий была отдана бездомным горожанам.

Игуменский корпус
Примечательно, что часть помещений келий, пристроенных к монастырской стене еще в конце XIX — начале XX веков со стороны театра им. Ф. Г. Волкова отдали актерам этого театра. Даже известные актеры и актрисы Волковского театра подолгу здесь жили, о чем свидетельствует в частности и мемориальная доска, установленная в честь жившего здесь первого народного артиста СССР в нашей области Г. А. Белова.

Народный артист СССР Г. А. Белов
Северо-восточная стена монастыря (со стороны Первомайского переулка) была ветхой уже 1920-е годы, а в 30-е годы ее уже не существовало. В 1940 году это место занял 4-этажный дом (ул. Первомайская, 19).
В Покровской церкви (по ул. Трефолева) с 1930-года по лето 1948 года находилась центральная городская библиотека, а затем, вплоть до наших дней, планетарий и провинциальный колледж.

Покровская церквь
Большой переделке подвергся Казанский собор: он был разделен на этажи и с 1927 года до конца 1990-х использовался как главное архивохранилище области. Здесь же был читальный зал, библиотека, а в цокольном этаже — фотолаборатория.

Стены монастыря постепенно исчезали, уступая место городским постройкам. В 1959 году по ул. Трефолева горком партии построил для своих сотрудников 4-этажный дом. Была снесена и восточная стена — чтобы открыть вид на улицу жителям восточного корпуса обителей, перестроенного под квартиры. Вместе с ней снесли и северо-восточную башню. Юго-восточная «продержалась» до 1968 года. До нашего времени дошли только юго-западная и северо-западная башни, но они лишились своих купольных кровель и шпилей, замененных впоследствии на обычные крыши. Они давно потеряли свой башенный вид, зажатые другими домами.
В 1997 году собор был передан в введенье приходской общины, а с 1 августа 1990 года в ответ на ходатайство архиепископа Михея, патриарх Алексий II благословил открытие обители. Через 80 лет после того, как в 1918 году последние монахини ушли в Толгский монастырь, одна из его насельниц – Михаила — по благословлению игуменьи Варвары стала его настоятельницей.

Постепенно монастырь обретает новые святыни. Владыка Михей передал в дар монастырю икону Казанской богоматери, которую в начале XX века создали инокини этого монастыря. Икона была сохранена жительницей Ярославля Екатериной Бакаевой, которая в начале 1980-х годов и вручила ее Михею.

2 ноября 2000 года в монастырь были переданы мощи святителя Агафангела, архиепископа и митрополита Ярославского и Ростовского (1913-1922 гг.), местоблюстителя Патриаршего Престола (1922 г), активного борца против обновленческой церкви. Он был канонизирован в 2000 году как священноисповедник.

Православная гимназия
Возрождается и просветительская деятельность монастыря. В 2006 году на его базе была открыта первая православная гимназия имени Игнатия Бренчанинова, в которой кроме обязательных общеобразовательных дисциплин преподаются и православные, а среди преподавателей — доктора и кандидаты наук, ведущие специалисты в тех или иных областях знаний.

Сегодня Казанский монастырь являет взгляду тот облик, который сложился во 2-й половине XIX века, сохраняя уголок старого дореволюционного Ярославля.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.