13 May 22:18 avatar

История ярославской Стрелки

Ярославская СтрелкаЯрославская Стрелка в прошлом.

Стрелка — это то место, с которого берет начало город Ярославль. На рубеже XI века определяющими факторами для места расположения города были условия безопасности и близость к транспортным артериям, соединяющим данный город с другими населенными пунктами. Для городов среднерусской возвышенности типичное расположение — на слиянии двух рек. Не стал исключением и Ярославль.

Место и в самом деле подходящее — крутой до 20 м берег, с двух сторон омывающийся полноводными реками — Волгой и Которослью, которые служили отличной водной преградой. С северо-запада Стрелка замыкалась оврагами, одной стороной выходившими к устью Волги (Волчий), а другим — к Которосли (Медвежий). Кроме того, реки являлись теми самыми транспортными связями, которые позволяли городам вести торговлю между собой, а государству — с другими странами.

Макет древнего Ярославского КремляМакет древнего Ярославского Кремля на стрелке Волги и Которосли.

Разумеется, что такие важные государственные коммуникации нуждались в защите, для чего по берегам рек устраивались сторожевые крепости. Именно с этой целью Ярослав Владимирович, на тот момент княживший в Ростове Великом, заложил на месте нынешней Стрелки город, названный в его честь Ярославлем.

Город ЯрославльГород Ярославль. Гравюра 1731 года.

Принято считать, что дата основания города — 1010 год. Деревянный крест, обозначающий место будущего города, был вкопан на том самом месте, где сейчас стоит Ильинская-Тихоновская церковь, потому что строить город наши предки начинали с церкви.

Ильинская-Тихоновская церковьИльинская-Тихоновская церковь в Ярославле.

В нашем случае — с деревянной церкви пророка Божия Илии. Иными словами, мы знаем не только место, но еще и точку, откуда пошел город. Крепость была обнесена деревянными стенами с башнями, внутри нее находились церкви, хоромы для князя, жилые дома дружинников и многочисленные хозяйственные постройки.
Интенсивнее город начал развиваться с получением самостоятельности в 1218 году, когда Ярославль стал «стольным» градом, владевшим значительными территориями вплоть до реки Мологи.

Именно тогда на территории Стрелки появляется первая каменная постройка в городе — храм Богородицы Успения, заложенный еще при Константине князем Ростовским в 1215 году.
Всего на протяжении веков на территории Стрелки на одном и том же месте строились и рушились три собора. Все они принадлежали к разным эпохам и отличались друг от друга. Поэтому рассмотрим каждый в отдельности. Это тем более важно, что в настоящее время идет строительство нового Успенского собора на Стрелке.

Успенский соборУспенский собор на Стрелке.

Успенский собор 1215-1501 годов был сложен из плинфы и украшен белокаменными полуколоннами и резными деталями, с орнаментами и масками. Храм этот возводился, очевидно, ростовскими мастерами, хорошо знакомыми с зодчеством других русских княжеств: в нем были использованы строительные и художественные приемы как киево-черниговской архитектуры (плинфа), так и соборного зодчества Владимира (резьба по белому камню).
Сведений о соборе 1504-1646 годов практически не сохранилось. Даже раскопки не дали никаких результатов, так как храм был разобран самими гражданами по ветхости, а также потому, что сооружение уже не могло вмещать всех прихожан, желающих отстоять в нем службу. Известно лишь то, что строили собор из белого камня московские мастера, был он пятиглавым и во всем походил на Успенский собор Московского Кремля.

Собор 1646-1937 годов был крупнее своего предшественника, но своими традициями также восходил к формам Успенских соборов Владимира и Москвы. Его строгий кубический объем с позакомарным покрытием, позднее переделанным на скатную крышу, венчался мощным пятиглавием.

Успенский соборУспенский собор в Ярославле.

Два ряда узких окон в глубоких нишах освещали внутреннее пространство, расписанное фресками. Архитектурный декор на фасадах сохранял традицию московского Успенского собора, несколько обогатив ее. В 1832 году в результате перестройки основного объема храма он был дополнен теплой церковью в честь благоверных ярославских князей Василия и Константина, а также двумя притворами в псевдорусском стиле. В 1836 году была переделана и шатровая колокольня, расположенная к северо-западу от основного объема. Новая колокольня имела четыре яруса общей высотой 49 метров. На ней находилось 10 колоколов, из которых самый крупный весил 700 пудов. В 1844 году главы и кресты собора и колокольни были вызолочены.

Успенский собор с колокольней являлся доминантой города и играл исключительно важную роль в его панораме: этот храм был самым крупным на территории обеих набережных Ярославля и замыкал визуальные связи всех вертикалей фасадов города в единую объемно-пространственную структуру.

Лицевой летописный свод XVI векаУпоминание об Успенском соборе встречается на страницах величайшего летописного произведения Древней Руси «Лицевой летописный свод XVI века».

В ярославском Успенском соборе хранилось много подарков и пожертвований, преподнесенных великими царями, князьями и императорами. С 1786 года Успенский собор получил статус кафедрального, и уже в этой роли храм принимал в свои стены чудотворные иконы четыре раза в год: Толгскую — в третью неделю на Пасху, Владимирскую — 3 июля. Тихвинскую — 3 сентября и Святителя Николая — 8 сентября. На протяжении всей своей истории Успенский собор посещали великие князья, цари и императоры. Не обошли собор стороной и страшные беды Ярославля того времени — пожары. Вследствие одного из них храм, заложенный в 1215 году, сгорел дотла в 1501 году. Второй, построенный на этом же месте, подвергся действию огня в 1658 году, выстоял, но остался с прогоревшими куполами.

Судьба Успенского собора трагичнее всех, потому что причиной его гибели стало не буйство стихии, а люди. Уже в 1918 году во время городского восстания в Ярославле собор был частично разрушен снарядами частей Красной Армии. Позднее храм отреставрировали, а здание передали бирже труда, потом в нем устроили склад зерна.

Успенский собор в 1918 годуУспенский собор в 1918 году.

В 1930-х годах его пытались разобрать на кирпичи, но произошел взрыв неразорвавшегося снаряда 1918 года, в результате чего семь человек погибли.

В августе 1937 года храм взорвали. Свидетели отмечали, что после первого взрыва храм вздрогнул, приподнялся и снова сел на место. И только лишь усиленный заряд взрывчатки решил его судьбу.

С 2003 года в Ярославле началась активная подготовка к празднованию тысячелетия города. В рамках празднования тысячелетия, в связи с постановлением Губернатора Ярославской области о подготовке к мероприятию, было принято решение о воссоздании православной святыни древнего Ярославля – Успенского собора. С 2004 года на основе проекта воссоздания Успенского кафедрального собора проводились охранные археологические исследования.

Археологические находкиАрхеологические находки.

Сотрудники Института археологии РАН, Ярославского музея-заповедника и волонтеры-добровольцы, состоящие в основном из студенческой молодежи, обнаружили массу интересных археологических находок – всего более полутора тысяч индивидуальных предметов из разных временных пластов. Артефакты обрабатывались специалистами Института истории РАН и передавались в фонды Ярославского музея-заповедника, а самые интересные и значимые из них перевозились в Москву для проведения более детальных исследований.

Фрагменты стеновой кладки 1215 годаФрагменты стеновой кладки 1215 года в засыпке фундаментного рва собора начала XVI в.

Так, например, археологи выяснили, что на территории Стрелки было возведено не три, а четыре собора, с XII века последовательно сменявших друг друга. Одной из самых шокирующих и одновременно интересных находок оказалось массовое захоронение людей, датируемое предположительно XIII веком. На исследуемой территории были найдены останки 97 человек, которые, по заключениям антропологов, умерли насильственной смертью и долгое время пролежали не погребенными. Археологи уже находили идентичное захоронение в Ярославле из десяти человек.

Массовое захоронение людейОбнаруженное массовое захоронение людей.

Оба захоронения, по мнению ученых, носят похожий характер, и их связывает одно и то же, поистине страшное для Ярославля, событие. Захоронения, найденные на территории Успенского собора, – это выход на совершенно иную общерусскую тематику, которая захватывает и историческую антропологию, и собственную историю, и много других научных пластов. Это база собранных научных фактов, которая позволяет в дальнейшем развивать самые разнообразные направления нашей науки: как истории, так и науки о человеке, культурологии и прочее.

Культурный слой средневекового ЯрославляВ культурном слое средневекового Ярославля найдены костяные гребни, стеклянные браслеты и бусы, серебряные перстни и браслеты, бронзовые подвески и гривны, кожаный кошелек, плетеный пояс и многое другое.

На раскопках были обнаружены удивительные для того времени предметы: стальные ножи, шарнирные ножницы, фрагмент витражного стекла, медные и серебряные монеты, стеклянные браслеты, разнообразные женские украшения, обломок сабли и многое другое. Найдено более 70-80 индивидуальных находок в одной постройке – это большая редкость. Для историков также большую ценность представляет найденная керамика, так как керамика Ярославля очень плохо изучена.

Реконструкция костюма и украшений девушки из ЯрославляРеконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII — начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.

Наконец, появилась возможность дать научно-обоснованную картину жизни древнего Ярославля, начиная с XII века, ведь летопись не освещает всей полноты жизни средневекового города.
Все собранные в ходе этих археологических исследований материалы пополнили сокровищницу культурно-исторического и духовного наследия нашей страны.

На Стрелке располагался также архиерейский двор. До XVII века он был деревянным, потом — каменным. В XVII — XVIII веках это был большой двухэтажный каменный дом с высоким крыльцом, одноглавой церковью, окруженный садом. Летом 1750 года Федор Волков с товарищами показал здесь ярославцам несколько спектаклей.

В архиерейском доме неоднократно останавливалась Екатерина II. В частности, она находилась здесь с 25 по 28 мая 1763 года, когда были допущены к руке все съехавшиеся купцы и дворяне. Вновь она жила здесь с 9 по 13 мая 1767 года. В это время государыня услышала много интересных историй, рассказанных ее приближенными, в том числе и из ярославской жизни. Результатом этого явились пять комедий, которые, как утверждала сама императрица, были написаны ею в Ярославле. Позднее в этом доме жили первые ярославские губернаторы, располагались учебные заведения.

Митрополичьи палатыМитрополичьи палаты в Ярославле. В здании ныне расположена экспозиция иконописи Ярославского художественного музея. Фотография рубежа 1890–1900 гг.

Еще об одном событии нельзя не сказать, повествуя об архиерейском дворе: впервые напротив современных Митрополичьих палат был камнем укреплен берег. Известно, что уже в те времена состояние почвы на Стрелке внушало опасение. В частности, в марте 1754 года архиерей Арсений митрополит Ростовский и Ярославский говорил о «повреждении, которое повсеместно бывает от вешней воды, а берег хоть и был обрубриван бревнами, но те обрубы быстро сгнивают, а берег от времени во всякий год от воды повреждается, от чего крайне опасно дабы и к соборной церкви не добралось бы… Впредь надлежит тот берег весь противу дома нашего выложить диким камнем».

Волжская Стрелка в ЯрославлеВолжская Стрелка в Ярославле.

На территории Стрелки, как уже указывалось, заложили первый храм в честь основания нового города. Им была Ильинская церковь, которая до постройки Успенского собора выполняла его функции. Чтобы спасти ее от многократно повторяющихся пожаров, эту церковь возвели в камне в 1682 году, к которой в 1694 году был пристроен придел святого Тихона-чудотворца, в честь которого она и стала называться Ильинско-Тихоновской.

В соответствии с регулярным планом 1778 года в Ярославле, особенно в его центральной части, произошли существенные изменения, связанные с переносом жилья за пределы посада и строительства на его месте казенных зданий. В результате церковь лишилась большинства своих прихожан и со временем пришла в ветхость. Только в 1825 году на месте храма был заложен новый двухэтажный каменный храм, который дожил до наших дней.

В XX веке здание Митрополичьих палат неоднократно подвергалось реставрации, что дало возможность увидеть его почти в первозданном виде. В настоящее время здесь работает отдел древнерусского и прикладного искусства Ярославского художественного музея.

Демидовский юридический лицейДемидовский юридический лицей.

В XIX веке на Стрелке появляется еще одно очень важное для Ярославля сооружение — Демидовское высших наук училище, впоследствии — юридический лицей. В 1816 году это училище получило свой корпус, который в 1825 году был переделан в связи с устройством в здании домовой церкви и получил новое оформление в виде коринфских колоннад на всех фасадах. Особенно пышно был задуман фасад со стороны реки Волги с аттиком барочного типа. Глухую ограду училища заменили решеткой со столбами, увенчанными вазами. Вокруг здания разбили сад. В самом корпусе были предусмотрены учебные аудитории, кабинеты, библиотека, помещения для учебных пособий, столовая, зал для торжественных заседаний, обставленный мебелью красного дерева.

Интерьер Демидовского лицеяИнтерьер Демидовского лицея.

Следует отметить, что в Демидовском лицее была собрана одна из лучших библиотек страны по юридическим наукам и издавался единственный в империи юридический журнал. Славился лицей и своим музеем, где хранились значительные раритеты, в частности сюртук А. С. Пушкина, на котором сохранилась пуговица, пробитая пулей Дантеса. Кстати, именно в стенах Демидовского лицея впервые прошли панихиды во имя великого русского поэта А. С. Пушкина, где впервые было сказано о той громадной утрате, которую понесла российская литература.
В результате июльских событий 1918 года в Ярославле здание было разрушено — и город лишился одного из самых красивых сооружений на Волге.

Скульптура Ветхозаветной ТроицыСкульптура Ветхозаветной Троицы.

В 1995 году на Стрелке появилась скульптура Ветхозаветной Троицы, созданная местными мастерами Н. Мухиным и И. Трейвусом. По мнению искусствоведов, это очень смелая попытка осмысления в скульптуре произведения А. Рублева с помощью современных художественных решений. Ярославль оказался «впереди планеты всей», так как Троица «начала новую традицию русского православного искусства».

Автор статьи: Николай Владимирович Дутов

Фотографии ярославской Стрелки

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.