26 Jan 20:28 avatar

История Богоявленской площади (бывш. Рождественская,бывш. им.Подбельского )

Площадь им.Подбельского

Территория современной площади Богоявления начала формироваться одновременно со строительством Земляного города и Спасского монастыря. К началу ХIII века Ярославль значительно расширил свои границы, выйдя за пределы Рубленого города.
С западной его части по линии современной улицы Первомайской были возведены защитные сооружения — ров, вал, сторожевые и проездные башни. В их систему входила и Углицкая проездная башня, которая открывала собой одну из самых древних дорог из Ярославля на Углич. Она проходила по территории современной городской застройки между Которосльной набережной и улицей Большая Октябрьская, мимо церкви Дмитрия Солунского, Николы Мокрого и т.д.

По мнению дореволюционных краеведов, рядом с этой дорогой, напротив стен Спасского монастыря, около 1390 года был заложен женский монастырь. Его назвали Рождественским в честь победы в битве на Куликовом поле, которая произошла в день празднования Рождества Богородицы. В то время строения монастыря, в том числе ограда, были деревянными и примыкали своей восточной стороной к валу, ограждавшему Земляной город.

Весной 1609 года Ярославль испытал на себе мощную осаду, которая длилась более 3-х недель. За это время поляки и перешедшие на их сторону русские полностью выжгли все загородье — территории, располагавшиеся за границей Земляного города, в том числе и Рождественский монастырь. Не захваченными врагом оставался лишь Спасский монастырь, окруженный каменными стенами, и Рубленый город.

В 1620-м году на месте разрушенной монастырской обители построили деревянную церковь Рождества Богоматери. Позднее в документах она иногда именовалась «при постоялых дворах». Здесь проходила вологодская дорога, слева от которой по теперешней линии ул. Комсомольской находились постоялые дворы. В 1720 году на средства прихожан была построена каменная церковь. Ее главный престол — летняя церковь — был освящен во имя Рождества Богоматери. Территория между стенами Спасского монастыря, остатками городских укреплений (с востока) и церковью с кладбищем стала называться Рождественской площадкой.

Церковь Богоявления
В конце ХI века на берегу реки Которосли была построена первая деревянная церковь, посвященная одному из главных двунадесятых праздников Богоявления (Крещения) Господня. Именно здесь, по преданию, крестили язычников. Впоследствии это послужило основой устойчивой традиции, сохранявшейся до начала ХХ века — устраивать в крещенские праздники неподалеку от церкви Богоявления главную ярославскую Иордань — прорубь для освящения воды.

Первое упоминание о церкви Богоявления датируется 1611 годом, хотя по содержанию грамоты царя Василия Ивановича Шуйского ее постройка может быть отнесена ко времени управления Спасским монастырем архимандрита Ионы (1506 — 1539 гг). Именно он «с братиею устроили храм Богоявления Господа нашего Иисуса Христа». Храм этот находился за рвом, т.е. за пределами городских укреплений, и располагался на земле, принадлежащей Спасскому монастырю. Первоначально эта церковь была деревянной, теплой и не имела приделов.

Церковь Богоявления
С 1689 по 1693 год взамен деревянной была построена каменная церковь Богоявления на средства ярославского купца Алексея Зубчанинова. Он принадлежал к гостиной сотне — самой привилегированной корпорации торговых людей того времени. Церковь стала одним из красивейших ярославских храмов периода «золотого» ХVII века, чрезвычайно легкая и своеобразная по своей архитектуре и отделке — со стенами, украшенными фигурным кирпичом и изразцами. Таким образом была сформирована Богоявленская площадка, которая с запада примыкала к Рождественской.

Богоявленская площадь
Начиная с XVI века — времени «поновления» при Елене Глинской городских сооружений и их окончательного обустройства к середине XVII века — эта территория активно осваивалась различного рода торговцами, что привело к появлению большого количества самых разнообразных торговых сооружений того времени — лавок, полулавок, рундуков и т.д., приносивших немалую прибыль своим владельцам. В то же время эти сооружения были постоянным источником пожаров, так как, будучи деревянными (холодными), зимой они отапливались различными «подсобными средствами».

Эта торговая площадь, куда приходила одна из главных дорог — московская, являлась важным торговым перекрестком, где стекалось множество народа. Этим пользовались ярославские храмы, стоявшие как на посаде, так и в различных частях загородья. Они размещали на этой площади свои места сбора пожертвований в честь того или иного святого, продавали свечки, другие церковные принадлежности. Пришлые торговцы и покупатели часто за отсутствием времени, не имея возможности поставить свечку в «своем» храме, делали это в местах, где устраивались подобные «храмовые представительства».

В начале XIX века в Ярославле велось большое городское строительство. Особенно активно этим занимался ярославский губернатор Александр Михайлович Безобразов и губернский архитектор П. Я. Паньков. По настоянию ярославского купечества, в классических традициях архитектуры начала XIX века к западной и северной стенам Спасского монастыря были «приспособлены» новые торговые помещения, что в значительной степени испортило строгий вид стен древнего монастыря.

Рождественская площадь
Рождественская площадь являлась завершением Гостиного двора, способствуя тем самым сохранению торговой славы Ярославля и в это время.

В 1900 году Ярославль «обзавелся» трамваем, линии которого соединили различные его части — от Московского вокзала (1870 г.) до Ярославской Большой мануфактуры (современный Красный перекоп) и набережной реки Волги. К традиционному шуму торговых заведений центр города приобрел еще и перестук рельсов и звон трамвая.

Во время Ярославского городского восстания в июле 1918 года многие храмы города понесли невосполнимые потери. Пострадали и церкви, находившиеся на этой площади. Пулями и снарядами были пробиты стены, нанесен урон перекрытиям и кровле.

Спасо-Преображенский монастырь
В августе 1918 года, сразу же после прекращения боевых действий, в Ярославле была создана Ярославская реставрационная комиссия. Руководил ею выдающийся архитектор- реставратор П. Д. Барановский. Именно он, закрывшись в церкви Ильи Пророка, не допустил ее разрушения. Подобное он повторил, сохранив для потомков церковь Василия Блаженного в Москве. В частности он отмечал, что «…многие ценнейшие памятники русского зодчества XVII века понесли такие сильные повреждения, что восстановить их в прежнем виде будет стоить громадных усилий и средств». Так было принято решение о немедленном уничтожении частично разрушенных лавок около Угличской башни Спасского монастыря.

Площадь Богоявления
Впоследствии этот принцип реставрации был положен в основу многих реставрационных работ как в Ярославле, так и в других городах страны. На восстановительных и реставрационных работах в Ярославле, находившихся под контролем коллегии Наркомпросса во главе с А.В.Луначарским, осенью 1918 года работало около десяти специалистов — реставраторов и более девяноста рабочих. Однако к лету 1919 года осталось лишь три архитектора и тридцать рабочих. Хотя, по мнению специалистов, требовалось до тридцати архитекторов и ста рабочих.

Церковь Рождества Богоматери
Московские специалисты, неоднократно приезжавшие для контроля работы комиссии, отмечали, что в Ярославле работа была более углубленной и тщательной. Ближе к реставрации, чем к простому восстановлению. Ярославская реставрационная комиссия под руководством П.Д.Барановского не только отреставрировала уникальные памятники глубокой старины, но и воссоздала их первоначальный облик, заложив основы научной реставрации.

Но, несмотря на усилия и старания реставраторов, церковь Рождества Богоматери была сначала закрыта в 1929 году, а затем, на следующий год, снесена. По официальной версии, кирпич, полученный после взрыва этой церкви, должен был пойти на воплощение замыслов советских архитекторов по превращению Ярославля в «город-сад» и жилье для строителей заводов — первенцев советских пятилеток.

В 1920-м году площадь переименовали в честь советского партийного и государственного деятеля, первого народного комиссара почты и телеграфа Вадима Николаевича Подбельского. Это наименование она носила до начала 1990-х годов.

Площадь Подбельского
В 1960-70-х гг. площадь освободили от трамвайных путей, придав ей более приличествующий центру города вид.
В начале 1990-х гг. в Ярославле развернулась дискуссия по поводу определения места установки памятника легендарному основателю города — Ярославу Мудрому.

Памятник основателю города - Ярославу Мудрому
После долгих обсуждений было решено установить его на одной из центральных площадей у начала древней дороги на Москву — площади Богоявления. И вот осенью 1993 года при участии первого президента России Б. Н. Ельцина, патриарха Алексия II и многочисленных гостей состоялось открытие этого долгожданного памятника. Фигура князя олицетворяет собой строителя и защитника одновременно, так как изображен Ярослав с мечом в правой руке, на который он опирается, и с макетом крепостной башни в левой. Скульптура невольно вызывает ассоциацию с традиционным изображением Николы Можайского, одного из немногих православных святых, имевших свое скульптурное воплощение (как правило, в дереве). Никола Можайский олицетворял собой защитника русских городов.

По мысли авторов (скульптора О. Комова, архитекторов Н. И. Комовой и А. Р. Бобовича), Ярослав Мудрый должен был стать не только защитником, но и гарантом дальнейшего развития города. Скульптура князя-основателя появилась в очень трудное не только для Ярославля, но и всей России время — крушение коммунистической идеологии, экономической разрухи. Это было время, требовавшее новых идеалов и ориентиров.

Площадь Богоявления
На месте разрушенной в 1918 году и позднее снесенной южного части корпуса Гостиного двора в настоящее время находится торговый комплекс, который, как бы перекликаясь со своим старшим собратом, назван «Гостиным двориком».

Фотографии Богоявленской площади

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.