17 Jan 13:59 avatar

История площади Труда (бывш. Сенная)

Площадь Труда

Одну из интересных «страниц» нашего города представляют его площади, многие из которых появились и приобрели современный облик в ХХ веке. Непростой путь эволюционных преобразований творческой мысли, авторские находки ведущих архитекторов страны и региональных специалистов, строгий конкурсный отбор решений, утверждение проектов на самом высоком уровне – только так принималось то единственное решение, которое реализовывалось на практике в советской действительности.

Сегодня, когда город активно застраивается, меняется его облик, хочется, чтобы отношение ко многим сложившимся градостроительным ансамблям, которые активно пытаются преобразовать, застроить, «уплотнить», было более бережным и осознанным. Вписывая амбициозные новаторские объемы в исторический контекст, одевая в сайдинг и витражи фасады отдельных существующих зданий, мы порой достигаем обратного эффекта – когда ансамбль «разваливается», представляя уже не комплексное пространство и систему взаимосвязанных элементов, а простой набор зданий, которые «состязаются» между собой своими геометрическими размерами, отделкой, формой.

Часто это происходит не в пользу исторических объемов и не потому, что они хуже по архитектуре, образу – просто современное состояние их далеко до идеального, а порой – просто плачевное. А современное сооружение, сверкая и переливаясь глянцевыми поверхностями панелей и витражей, космическими огнями вечерней подсветки, выглядит как живой укор задержавшимся здесь долгожителям.

Общий вид зданий цирка и универмага на площади Труда
Время идет, и на смену старому должно неизбежно приходит новое, но происходить это должно тактичнее и более осмысленно, иначе в конечном итоге мы потеряем не только сложившиеся ансамбли, систему зеленых рекреационных пространств, но и индивидуальность среды, то, что входит в понятие уникального исторического города, нашего города – с названием Ярославль!

Это не только древние церкви и старинные усадьбы, но и дома-коммуны нового быта, клубы, социально-бытовые учреждения советской эпохи, что тоже уже безвозвратно ушло в историю и не менее интересно и для нас, и для наших потомков. Чем больше разных исторических пластов в городе, тем он более самобытен, привлекателен для его жителей и гостей города. К нам едут посмотреть не столько на современные архитектурные изыски, сколько именно на то, что мы называем историческим контекстом, который сами планомерно разрушаем.

Свое современное название площадь получила в апреле 1918 года в честь символа новой власти – власти трудящихся, до этого времени она официально называлась Сенной площадью, так как на ней располагался Сенной рынок, где крестьяне с возов торговали сеном. Ее очертания были определены еще регулярным планом конца XVIII века. Пристальное внимание на нее обратили архитекторы-градостроители при проработке первого генерального плана города «Новый Ярославль», который был утвержден в 1924 году. Тогда же, в первые послереволюционные годы, в период теоретических наработок идей и поисков нового образа жизни в советском государстве была очень актуальной идея города-сада, высказанная Э. Говардом на рубеже ХIХ – ХХ веков.

Первыми предложениями преобразования отдельных районов города были проекты, созданные по образу города-сада. Среди них новые районы – Дядьково, поселок Гидроторфа. Одним их первых проработанных фрагментов центральной части города стала новая площадь города с новым символичным названием с прилегающими кварталами застройки. Большое открытое пространство, окруженное зелеными массивами, утопающими в них небольшими по высоте зданиями, размещенными в строго геометрическом порядке, несколько башенных композиций со шпилями, увенчивающих крыши существующих и вновь строящихся зданий, фланкирующих площадь с разных сторон, – так, по мнению специалистов рубежа 1920-х годов, должна была выглядеть идеальная публичная площадь для жителей нового советского государства.

В новом генеральном плане «Большой Ярославль», утвержденном в 1936 году, этой площади было уделено особое внимание в развитии структуры города. Сюда, по замыслам проектировщиков, должен был передвинуться общегородской центр. Данная площадь должна была стать одним из главных многофункциональных пространств города, призванных воспитывать новое поколение трудящихся. Здесь по генплану должна была появиться центральная физкультурная база города, в том числе стадион, центральный дворец физкультуры, спортивные павильоны, плавательный бассейн. Намечалось строительство клуба на 2000 человек, центрального универмага, цирка. Этажность домов, которыми застраивались кварталы от бульварного кольца до улицы Володарского и к станции Всполье, была определена четырех-, пятиэтажная. Соответственно должен был увеличиться общий масштаб, плотность застройки, площадь должна была приобрести совершенно новый вид, ассоциирующийся с такими понятиями, как демократичность, парадность, торжественность. Планы прервала Великая Отечественная война, многое из задуманного пришлось отложить на неопределенные сроки, в итоге что-то осталось только на бумаге, как, например, клуб «Металлистов», который должен был стать одним из самых грандиозных сооружений города в этот период.

Свой современный вид площадь стала приобретать уже после окончания войны, когда крупные градостроительные мероприятия, намеченные генпланом 1936 года и скорректированные генпланом 1950 года применительно к условиям послевоенного времени, стали постепенно реализовываться в эскизных проектах и проектах детальной планировки и застройки площади, проектах отдельных зданий и сооружений. Последним уделялось особенное внимание с позиции формирования нового идейно-художественного образа города, нового торжественного силуэта, отражающего общественный подъем, вызванный победным окончанием войны.

В 1953 году одновременно было разработано два альтернативных варианта комплексной застройки площади. Яркое образное решение, придающее новый градостроительный статус общественному пространству, отличает оба этих проекта. По проекту, выполненному институтом Ленгипрогор (авторы Л.М. Берлинерблау, А.И. Ефимов), северный наиболее парадный фронт застройки площади должна была оформить композиция из трех объемов переменной высоты. Самый высокий центральный объем (только пьедестал решен восьмиэтажным под башенное завершение) должен был вместить общественную функцию общегородского значения. Симметричные боковые жилые корпуса по обе стороны от него решались в виде полукружий и заканчивались прямоугольными фланкирующими объемами повышенной этажности.

Таким образом, создавая полукруглое очертание площади, построенное на осевом принципе композиции, здание (подобно многим классическим композициям Ленинграда) придавало строгий монументальный образ пространству, соответствующий своему парадному статусу. Ось симметрии композиции активно подчеркивалась и закреплялась решением противоположной стороны улицы – центральным зеленым бульваром до набережной реки Которосли. Пластическое оформление фасадов пилястрами и полуколоннами, рустовка стен, деление стены рельефными поясами-карнизами – все это отвечало общему характеру композиции и градостроительному фону застройки. С запада и востока границы площади фиксировались двумя противолежащими башенными композициями, завершающими угловые объемы жилого и общественного зданий (что было реализовано в натуре).

Южный фасад площади оформляли парадные фасады жилых зданий, выстроенные по красной линии застройки улицы Свободы симметрично относительно зеленого бульвара, зеркально повторяя фрагменты северного фасада площади. Именно это предложение было положено в основу эскизного проекта планировки и застройки двух центральных улиц города – Свободы и проспекта Шмидта, разрабатывающегося параллельно с общей концепцией развития Ярославля.

Вид на главный вход стадиона шинного завода
Альтернативное решение в это же время было представлено ярославским архитектором С.В. Капачинским. Он предлагал сформировать прямоугольную площадь также в виде осевой симметричной композиции, неоднократно интерпретируя тему высотных ярусных доминант при расстановке ее акцентов, которые напоминали одновременно башни Кремля и новые высотки столицы. Главной объемной доминантой площади (на южной стороне) трактовалось массивное здание цирка с большим куполом и огромным многоколонным портиком, которое фиксировало ее ось симметрии и очень походило по композиции и масштабу на Большой театр оперы и балета в Новосибирске. И хотя впоследствии было реализовано другое проектное решение, принцип построения композиции площади, а также отдельные фрагменты застройки, декларируемые в первоначальных вариантах, во многом остались.

Скульптурные группы в центре фонтанов на площади Труда
Окончательный проект детальной планировки и застройки площади Труда был разработан институтом Гипрогор (Ленинградское отделение) в 1957 году (ГАП – Л.К. Вертоусов, автор проекта – З.С. Готсбан). Подобное решение уже предполагалось в проектном предложении 1936 года, без жесткого пространственного замыкания границ площади, к которому вернулись авторы проекта в свете новых постановлений партии и правительства, которые вышли в середине 1950-х годов. Согласно архитектурно-планировочному заданию, здесь планировалось разместить здания цирка на 2000 человек, универмага на 150 рабочих мест, спроектировать парадный вход на стадион. Все будущие сооружения должны были ориентироваться главными фасадами на площадь, в центре которой разбивался партерный сквер с фонтаном, «собирающим» вокруг себя весь ансамбль. Размер площади составлял в окончательном варианте 170 × 150 м (2,5 га). Потоки транспорта (автобусного и троллейбусного) планировалось пропускать через площадь без отклонения от осей улиц.

В предлагаемом решении универмаг и цирк располагались в южной части площади. Глубокий курдонер, в котором размещалось здание цирка, подобно решению С.В. Капачинского, должен был оживить темный теневой фронт застройки южной стороны улицы Свободы. Вход на стадион планировалось организовать по оси цирка, и этим решением закреплялась главная поперечная ось площади Труда. Пространственные границы площади дополнительно фиксировались новой объемной доминантой – прямоугольным зданием универмага, а с противоположной стороны – надстроенным зданием пожарного депо. Это решение в основном и было реализовано в натуре в 1960-х годах. В 1956 году под руководством архитектора Е.В. Тильш был разработан проект реконструкции центрального стадиона с прилегающей зоной благоустройства площади, сформированы скверы с фонтанами и скульптурными группами (скульптор А.Н. Черницкий). В 1963 году здесь было построено по типовому проекту здание цирка (архитектор С.Х. Сатунц). В 1966 году на площади было сооружено монументальное здание универмага, которое закрепило юго-восточный угол площади и окончательно сформировало ее восточную границу.

Фотографии площади Труда

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.