7 Apr 13:22 avatar

Безымянная площадь Ярославля

Пересечение пр. Ленина и СоветскойВо многих городах бывшего Советского Союза обязательно есть площадь и улица Ленина. Есть проспект имени вождя мирового пролетариата и в Ярославле. Но странно, что в таком передовом во многих отношениях социалистическом городе это название появилось на карте лишь в феврале 1957 г., спустя 40 лет после событий Октябрьской революции, хотя в других городах России имя создателя партии большевиков на многих магистралях, наравне с памятниками, появилось еще в 1920‑х годах.

Но вот почему выбор пал на бывший проспект им. О.Ю. Шмидта (чье имя было присвоено вновь формирующемуся проспекту в структуре «соцгорода ЯрРАК» в 1934 г.), наверное, можно понять. Это был самый значительный проспект города, активно застраивающийся крупными общественными и жилыми зданиями, который связал два наиболее важных градостроительных фактора: реку Волгу и главные ворота города – железнодорожный вокзал через структуру площадей и ансамблей. Поэтому только такой проспект передовых тенденций в домостроении, на котором были построены первый звуковой кинотеатр, первый соцгород в нашем регионе, крупный полиграфический комбинат и самый большой дворец культуры в городе и многое другое, мог удостоиться имени Ленина.

Имя Карла Маркса раньше оказалось увековеченным в структуре Ярославля, которое присвоили в 1930‑х годах небольшой улице в поселке имени Кагановича (ныне пос. Железнодорожников во Фрунзенском районе). Еще в 1924 г. его именем хотели назвать Красную площадь, бывшую Семеновскую. Но это решение не состоялось. А в июле 1972 г. оно было присвоено одной из центральных площадей города – на пересечении проспектов Ленина и Октября, где был установлен памятник основателю нового философского учения.

Жилой дом на углу пр. Шмидта (Ленина) и ул. Советской
Площади Ленина так и не появилось за годы советской власти в индустриальном промышленном городе, хотя попытки обрести такую предпринимались: в 1919 г. планировалось переименовать Советскую площадь в связи с празднованием второй годовщины Октября и установкой здесь первого временного монумента Ленину. Но новое название площади – Советская, которое просуществовало к этому времени всего полтора года, все же более соответствовало ее статусу. Здесь размещалось здание главного органа советской власти Ярославской губернии – губернский исполнительный комитет Совета рабочих и крестьянских депутатов. Поэтому данное решение не было осуществлено.

Странная привычка что‑то постоянно переименовывать всегда была прерогативой российского народа, но почему‑то при этом многие улицы и площади так и не обретали за какой‑то срок или весь период своего существования вообще никакого имени. В городе даже была такая улица и переулок с названием Безымянная и Безымянный. Есть сегодня и безымянная площадь в Ярославле с вполне соответствующим пространством, чтобы именоваться площадью, и которая вполне была достойна носить имя вождя мирового пролетариата. Это пересечение двух центральных магистралей Ярославля – проспекта Ленина и улицы Советской.

Свои современные очертания она начала приобретать в первой половине ХХ века. Такие символичные названия улиц переплетаются в этом месте, здесь представлены характерные здания разных социалистических пятилеток, отражающие основные приоритеты времени.

Среди них – специализированное здание фабрики-кухни, построенное на принципах конструктивизма конца 1920‑х годов, ранние примеры крупных жилых зданий в стиле неоклассики, спроектированные для соцгорода ЯрРАК автором генплана «Большого Ярославля» Н.В. Барановым в середине 1930‑х, яркое и запоминающееся здание детской больницы с поликлиникой, отражающее тенденции послевоенного десятилетия, рациональное и строгое здание проектного института «Резинопроект» 1960‑х годов. И, наконец, 22 апреля 1958 г., в день рождения Ленина, на этом перекрестке по оси зеленого бульвара был установлен еще один памятник В.И. Ленину в Ярославле (скульптор Л.Ф. Листопад, архитектор В. Ф. Маров). Лаконичная надпись «В.И. Ленин», скромный пьедестал. Ленин в работе, он – созидатель, мыслитель. Спокойная поза, никаких порывов и призывов, указующих жестов: настало время вдумчивых, мирных созиданий.

«Скульптор изобразил его сидящим с блокнотом и карандашом. Владимир Ильич обдумывает мысль, чтобы занести ее на бумагу», – так современники опишут образ бронзового Ильича в газете «Северный рабочий».

С этого времени данное пространство города станет символичным для Ярославля, особенно для многих юных его жителей. Здесь они торжественно будут вступать в пионеры, произносить торжественное обещание верности делу Ленина «перед лицом своих товарищей» и бронзовым монументом вождя: «…жить, учиться и работать, как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая партия, выполнять законы пионеров Советского Союза».

А начиналось все в конце 1920‑х годов, когда бывший Городской вал, окраину города и место свалки, было решено преобразовать в современный проспект. Здесь должен был появиться образцовый соцгород, отображающий самые передовые идеи социалистического расселения. Крупный жилой массив со всеми необходимыми объектами соцкультбыта для рабочих строящегося резиноасбестового комбината стал приобретать свои очертания в конце 1920‑х – начале 1930‑х гг…

Но время стремительно вносило свои коррективы в ежедневные планы. В середине 1930‑х только что достроенный комплекс было решено изменить в соответствии с новыми установками партии и правительства, придать новый парадный облик жилым и общественным зданиям, оформить их фасады в соответствии с классическими принципами композиции. Рустованная поверхность стен и все атрибуты ордерных систем, большие арочные вставки-проходы с изящно прорисованными решетками ворот, скульптуры и барельефы, мощные балюстрады и декоративные наличники окон и многое другое должно было украсить как новые постройки проспекта, так и уже существующие строения.

На первом этапе главные фасады существующих зданий были оштукатурены, стали возводиться новые дома, в том числе и на пересечении двух рассматриваемых улиц. Значимость места и ответственность начала воплощения задуманного заставили власти города провести конкурс среди архитекторов. Нужно было понять и выбрать лучшее решение, которое бы задало определенный тон будущей застройке. Это была очень престижная и сложная задача для специалистов, которые приняли участие в ее решении. Среди них наиболее яркие представители своего времени – А.В. Федоров и С.В. Капачинский, представившие на суд жюри оригинальные концепции образа жилого дома, по‑разному вписывающиеся в ситуацию, расставляющие свои акценты в композиции. О значимости этого проекта для творчества архитекторов говорит и тот факт, что А.В. Федоров, который практически не хранил своих архивов, сохранил этот эскизный проект до конца своих дней. С.В. Капачинский, который только недавно переехал в город, подаст его с особой тщательностью проработки и тоже сохранит его эскизы у себя в бумагах. Но в конечном итоге будет реализован проект ленинградского архитектора Н.В. Баранова, который выберет в качестве основной темы оформления фасадов не жесткую ордерную систему, а ритмический строй арочных ниш с главной проходной аркой-вставкой между частями здания, которые продолжат идею темы проекта застройки, выполненного специалистами «Ленгипрогора».

Задуманные планы не удалось в полной мере реализовать: в 1941 году началась Великая Отечественная война. Многое было отложено на потом, а спустя десятилетие в очередной раз поменялись взгляды на то, как это должно выглядеть.

Памятник В.И. Ленину в Ярославле
Новый виток развития площади пришелся на пятидесятые годы ХХ столетия. Последние тенденции, связанные с разработкой системы новых высотных доминант города (наподобие высотных акцентов Москвы и Ленинграда), формирования активного силуэта, заставляет архитекторов заново переосмыслить градостроительную подоснову, чтобы определиться, где и как строить здания с завершением в виде башенных композиций.

Площадь Труда, площадь Мира, площадь Всполье и другие узловые пространства города были выбраны в качестве основных полигонов для расстановки градостроительных акцентов. Одновременно разные специалисты начинают продумывать и прорисовывать их решения.
Не обошли вниманием и рассматриваемую площадь. В 1953‑1954 годах в Управлении главного архитектора города начинают прорабатываться варианты ее застройки. Архитектор С.В. Капачинский предложил несколько альтернативных эскизов ее решения.

Первоначально он прорисовал новое здание на северо-восточной части площади в виде трехчастной скобы, создав симметричное воронкообразное пространство площади с севера и зафиксировав угол поворота улицы Советской по направлению к Шинному заводу и Кордной фабрике. За счет такой организации пространства увеличивался угол обзора фланкирующих зданий и появлялась необходимость завершения срезанного угла башенной композицией. Данное здание должно было стать главным элементом композиции, замкнув на себе все лучи зрения, как вдоль проспекта Шмидта, так и по Советской улице. Основные членения его фасада, как и на других домах площади, повторяли структуру членений существующего здания с юго-восточной стороны. Первые этажи выполнялись рустованными с большими арочными окнами, обозначающими функцию встроенного соцкультбыта. Застройка предполагалась в основном четырехэтажная, с повышением башенного объема до 7‑10 этажей и завершением его высоким шпилем.

Второй вариант, который был создан спустя год, отличался от первого тем, что автор просто срезал острый угол Г-образного здания, акцентировав его башенным объемом более вытянутых пропорций, высотой в восемь этажей, уже без шпиля и без активного перепада ступеней по ширине. Но и это решение не было окончательным. В третьем варианте новое здание «переехало» ближе к зданиюфабрики-кухни, в створ с красной линией противолежащей стороны Советской улицы, получая возможность создать продолжение зеленого бульвара, отделяющего жилой дом от проезжей части, но сужая пространство двора. При этом здание получало острый угол сопряжения со стороны площади.

Пересечение проспекта Ленина и ул. Советская
В итоговом предложении соединились все три предварительных варианта. Из каждого было выбрано то рациональное, что позволило продолжить «красную линию» застройки Советской улицы без ее безграничного расширения и затеснения двора, выполнить трехчастную компоновку здания, избегая острых углов и не выпадая из общего контекста архитектурного решения, отказываясь от башенного завершения. В результате сопряжение двух перпендикулярных корпусов было обыграно выделением трехгранного шарнира за счет небольшого среза прямого угла и фланкирования его ризалитами.

В архитектурном оформлении фасадов стала преобладать тема ордерной системы. Ризалиты отличались более рельефной пластикой полуколонн с хорошо прорисованными коринфскими капителями и базами, остальная поверхность стены была разделена вертикалями пилястр в каждом простенке с утрированным обозначением атрибутов ордера в виде небольших полочек. Эскизный набросок и карандашные зарисовки разверток по улицам, выполненные С.В. Капачинским, были перенесены как готовое решение в проект будущего здания фактически без поправок. Так, эмпирическим путем, в процессе аналитического поиска конфигурации будущей площади и формообразования застройки было найдено единственно верное решение, которое создавало новый градостроительный ансамбль – гармоничный и единый по образу, отвечающий всем установкам времени.

Но… как всегда было в социалистическом обществе, декларативное изменение творческой направленности потребовало отказа от тщательно продуманного плана, так как в процессе реализации перестало отвечать новой тенденции, возникшей в середине 1950‑х годов, «устранения излишеств» в проектировании и строительстве. Только искомое здание с детской поликлиникой оказалось реализованным на практике, остальное приходилось в очередной раз переделывать и попытаться не испортить уже сложившуюся городскую среду нововведениями, выпадающими из общего контекста архитектурного окружения.

Свой окончательный вид площадь приобрела уже в 1960‑е годы, когда вместо жилых зданий на северо-западном углу было построено здание проектного института, а затем еще его второй корпус – пристройка к зданию «Резинопроекта». Большое количество эскизных решений, дошедших до наших дней, позволяют увидеть нам, насколько это был непростой процесс создания на первый взгляд простого здания – прямоугольного очертания, с регулярной сеткой оконных проемов. В первом корпусе архитектор использовал элементы и детали, отражающие переходное время – время отхода от неоклассических тенденций и освоения рациональных основ. Это иллюзия сдвоенных пилястр в межоконных пространствах – прием, позволяющий сблизить новое решение с архитектурой противолежащего дома, фриз, обозначенный небольшим утолщением верхней части стены, симметричное решение входа со стороны Советской улицы, скатная крыша.

Второй корпус отличается более простой композицией, среди его составляющих плоская крыша, более широкие окна современной разрезки. В архитектурных поисках С.В. Капачинского и В.П. Азова были попытки создать ярко выраженную горизонтальную структуру членений в противовес первому корпусу и, наоборот, выявить идентичную вертикальную структуру простенков-пилонов, напоминающую систему пилястр соседнего здания. Поиски формы и содержания перехода-перемычки – одно-, трехэтажные варианты, асимметричное решение входа, решенного ближе к переходу, – все суше, лаконичнее, проще становилось с каждым новым эскизом, как требовали установки индустриализации, типизации и стандартизации.
На современном этапе площадь фактически не изменилась. Пространство дополнили быстро сменяющие легкие павильоны, остановочные комплексы.

Но это все проходящее, мимолетное явление. Площадь стоит такой, какой она была создана в ХХ столетии, и Ленин все еще записывает в свой раскрытый блокнот текущие события, а время идет мимо…

Почему она так и не была названа именем вождя революции? Может, сегодня стоит восполнить недостающее, отдав должное прошедшей эпохе на рубеже 1000‑летия города? Все было в истории города, в том числе и социалистическая эпоха.

Автор статьи: Наталья Сергеевна Сапрыкина

2 комментария

avatar
не знала что проспект Ленина был Шмидта :)
спасибо с интересом почитала, живу там
avatar
Старые фотографии проспекта:
yargid.ru/gallery/album/46
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.