21 Dec 13:16 avatar

История Советской площади (бывш. Ильинская)

Ильинская площадь

Свои современные очертания центральная площадь города получила в соответствии с разработанным регулярным планом 1778 г. Свое первое название — Ильинская площадь — она получила от расположенной на ней церкви Ильи Пророка. Между двумя исходящими от храма «лучами» был расположен дворец наместника, построенный в 1786-1787 гг., а ее фланги образовывали классицистические здания бывших присутственных мест (северный корпус построен в 1781-1785 гг., южный в 1785-1787 гг. по проектам И. М. Левенгагена). В 1797 г. дворец по приказу Павла I был разобран, вместо него в 1820-1823 гг. были возведены павильоны Мытного рынка (архитектор П. Я. Паньков), в середине XIX в. построено небольшое двухэтажное административное здание — таким образом, в четко организованной пространственной системе образовался разрыв, нарушилось функциональное и образное единство ансамбля.

Ильинская площадь. Фотография рубежа XIX-XX вв.
Современное название площади было присвоено вскоре после установления советской власти в городе — в апреле 1918 г. Здесь в здании бывших присутственных мест расположился главный орган советской власти Ярославской губернии — губернский исполнительный комитет Совета рабочих и крестьянских депутатов.

1918 г. стал своеобразной точкой отсчета нового жизненного этапа площади, когда она получила новый статус, новый облик, новые здания, ставшие наравне с историческими достопримечательностью города. Сейчас очень много любят говорить образно, присваивать определенные эпитеты, описывая то или другое место. Так, например, Волковская или бывшая Театральная площадь позиционируется на современном этапе как «сердце города». Сложно с этим согласиться, так как за красивостью фраз и эпитетов нет никакого смысла, кроме желания подчеркнуть значимость места для города. А таких значимых мест, в частности, площадей, в Ярославле очень много. Среди них Богоявленская, Красная, Труда, Привокзальная и многие другие. И если все «переводить на органы», то их просто не хватит, да и аналогии будут не всегда приятны. Главная площадь города — так подавалась Ильинская площадь в утвержденном регулярном плане 1778 г., такой ее приоритет сохранился и на современном этапе со статусом административного, правительственного центра губернии, так мы и будем ее рассматривать в структуре города.

Установление советской власти и размещение ее представителей в здании на Ильинской площади потребовало не только ее переименования, но и формирования иного образа, соответствующего новой идеологической направленности. Уже в 1920-е г. рассматриваются варианты застройки ее северного угла (где ранее размещался зеленый сквер) современными зданиями соответствующего стиля и функциональной направленности. Здесь прежде всего должен был появиться жилой комплекс для трудящихся, который символизировал, что власть принадлежит народу и главные пространства города предназначены именно для их жизни, труда, отдыха.

Процесс проектирования этого комплекса, поиск оптимального соответствия между архитектурным образом, экономичностью решения и градостроительным положением в наибольшей степени отражает специфику того времени, непростой труд архитекторов в его контексте.

Народный переулок, дом 6/1
В течение 1928-1929 гг. был создан первый его проект под руководством гражданского инженера А.В. Федорова и при участии И. И. Князева по заказу жилищно-строительного кооперативного товарищества ярославских специалистов «Вперед». Большой участок квартала, ограниченный улицами Советской, Волкова и Народным переулком, планировалось организовать с максимально эффективным расположением зданий и организацией их придомовой территории. При этом учитывалась наибольшая ответственность его архитектурного решения со стороны Советской площади.

Первоначальная идея расположения зданий состояла в том, чтобы, с одной стороны, сделать максимально благоприятную ориентацию жилых комнат (на юго-восток и юго-запад). С другой стороны, необходимо было создать при каждом здании свои служебные дворы и в то же время организовать выразительный фронт застройки со стороны площади, закрепляющий угол пересечения улиц. Поэтому было принято решение спроектировать три отдельных здания, общее количество квартир в которых составляло 80, что позволяло создать систему небольших, обособленных и достаточно уютных дворов с наиболее удобным расположением зеленых насаждений и детских площадок, а также спортивной площадки в северной части участка. При этом зеленые дворы организовывались не только внутри квартала, но и создавался своеобразный зеленый сквер по улице Советской в разрыве между 24-квартирным угловым и 32-квартирным рядовым жилыми домами, что разнообразило ее фронт застройки, давало возможность отдыха не только жителям дома, но и всем остальным людям, прогуливающимся в центральной исторической части.

По Народному переулку также создавался разрыв между домами для возможности более удобного проезда не только к жилым домам, но и к зданиям общественного назначения: котельной, прачечной с сушилкой и помещением дворника, а также конторе РЖСКТ и изолятору. На свободном участке, выходящем на улицу Волкова, планировалось в дальнейшем строительство детского сада для детей этого жилого комплекса.

Угол Народного переулка и Советской улицы
В структуре комплекса предполагалось использовать достаточно большое количество секций, отличающихся своей протяженностью (16,02; 23,22; 20,14; 20,30 м и др.) при общности ширины, и, соответственно, количеством и размерами помещений. Простая прямоугольная конфигурация секций побудила архитекторов скомбинировать их не в створе, а с небольшим смещением относительно друг друга (на 650 мм), чтобы не получилось длинного и монотонного фасада. При этом секции составлялись с таким расчетом, чтобы лестничная клетка была попеременно обращена то на улицу, то в дворовое пространство, что тоже устраняло монотонность, вводило в общий композиционный строй фасадов ритм вертикалей.
Для застройки был выбран тип секций с двумя квартирами на площадке, в основном трех- и четырехкомнатных, разного метража и пропорций, со всеми коммунальными удобствами. Здание подключалось в общую городскую канализационную сеть, водопровод, на первом этапе планировалось осуществить постройку собственной котельной, с перспективой подключения к строящейся линии теплофикации ЯГЭС.

Преследуя идею наибольшей экономичности и простоты в архитектурных формах зданий, фасады их планировалось оштукатурить «набрызгом» на высоту первого этажа (как это было модно в то время за границей в поселковом и городском строительстве). Второй — четвертый этажи гладко оштукатуривались, причем четвертый этаж окрашивался в более светлый тон, чем нижние, что придавало зданию эффект облегченности кверху.

Утвержденный управлением строительного контроля проект многократно пересматривался и изменялся, прорабатывались другие варианты, более экономичные с точки зрения строительства и эксплуатации зданий. Так в итоге было принято решение отказаться от строительства котельной и конторы, застроить участок вместо трех двумя домами без уменьшения общей площади застройки участка, размещая жилое здание по Народному переулку по его красной линии. При этом предусматривались две очереди строительства: в первую очередь, осуществляемую в 1930 г., вошло шесть из восьми секций по Народному переулку, в структуре которых было 31 трехкомнатная квартира, 13 четырехкомнатных и 3 квартиры пятикомнатных. Кроме того, в первой секции размещались комнаты для культурной работы и детского сада, был запроектирован проезд (частично под вторым этажом) во внутридворовое пространство. Длительные поиски, сомнения, сопровождаемые постоянно меняющимися установками в архитектурном проектировании, не позволили реализовать многое из первоначально задуманного.

Непростая участь ожидала вторую очередь комплекса. Потребовалось заново неоднократно пересматривать его стилистику, менять конфигурацию застройки, декоративно-пластическое и цветовое решение, отвечающее требованиям текущего времени. Известно несколько эскизных проектов дома № 2 от 1934-1935 гг. в «переходном», постконструктивистском стиле с элементами неоклассики, в том числе с полукруглым завершением объема со стороны Советской площади и простым прямоугольным завершением противоположной стороны объема здания, с большим арочным проемом в центральной западающей части главного фасада.

В другом варианте проекта дома для инжкоопстроя «Вперед» главный протяженный фасад фиксируют скошенные углы. Основной акцент композиции сделан на центральную часть здания, выделенную некоторым заглублением относительно основной линии застройки, высоким парапетом с рельефными рамками, который имитирует аттиковый этаж, вертикальной лентой рельефов по оси симметрии, двумя арочными проемами, балконами с балясинами. Протяженные боковые ризалиты с более дробной пластикой также имеют свои оси симметрии, вертикаль которых подчеркнута ритмом балконов и разрывом в рустовке первого этажа. Простые лопатки-пилястры высотой в три этажа являются основным вертикальным ритмом объема. Они опираются на протяженную горизонталь рустованного первого этажа и заканчиваются линией усложненного карниза с дентикулами, а также балюстрадой в чередовании с рельефным парапетом. Дополни-тельным пластическим элементом композиции являются скульптуры (фигуры людей), которые поддерживают вертикальный ритм здания с укрупненным шагом. Главный фасад ранее выстроенного здания по Народному переулку оформлялся идентично новому решению.

Но и этот вариант не был реализован. Автор опять продолжает преобразовывать свое решение, учитывая постоянно изменяющиеся архитектурные требования. Он выбирает все самое лучшее и отказывается от лишнего, концептуально меняет свое отношение к общей идеологии композиции, опираясь на градостроительную ситуацию и контекст застройки, исправляя мелкие просчеты и недостатки первоначальных решений. Сначала его образ строится на самодостаточности архитектурного облика, противопоставлении окружающей среде, затем продумывается «увязка» с проектируемыми и строящимися зданиями, например с проектным решением четырехэтажного здания общежития на ул. Советской (д. 11/9) архитектора А. А. Матвеевой, введенного в строй в 1936 г.

Здание общежития на ул. Советской, д. 11/9
С появлением жилого дома, выполненного по проекту С. В. Капачинского, продумывается и общая стилистическая увязка с ним, с элементами его композиции. Весь комплекс застройки начинает рассматриваться А. В. Федоровым совместно, как единый ансамбль на значительном отрезке улицы Советской.

В 1938 г. было закончено строительство двух четырехэтажных жилых домов (№ 2, 4), которые обозначили начало улицы Советской, «вытекающей» из одноименной площади с одним из красивейших храмов Ярославля. Построенные здания занимают значительную длину фронта улицы, и решение их главных протяженных фасадов почти идентично. Здание № 4 представляет собой своеобразный коллаж, урезанный вариант здания № 2, вследствие своей меньшей протяженности, связанной с обыгрыванием градостроительной ситуации, — существующим малоэтажным зданием.

В целом пластика фасадов зданий выполнена на основе классических концепций, которые заняли свое доминирующее положение в архитектурной стилистике данного времени. Коринфские полуколонны и пилястры поставлены на рустованный первый этаж, горизонталь которого активно выделена темным цветом и фактурой рустованных «блоков». Энергично выступающие и западающие элементы антаблемента раскрепованы богатым карнизом с кронштейнами-модульонами, венчается здание балюстрадой в чередовании с фрагментарным рельефным парапетом. Пластическое великолепие боковых ризалитов оттенено скромной сдержанностью центральной части, оживленной ритмом небольших риза-литов, обозначенных двумя пилястрами с вертикальной лентой балконов (с массивными балясинами) между ними и входами в здание. По мере приближения от центра к боковым ризалитам пластика фасада нарастает, в следующем пролете между узкими ризалитами появляются «пятна» балконов и рельефная окантовка двух центральных окон второго этажа.

Общий вид Советской площади
Четыре стройные полуколонны боковых ризалитов с тщательно вычерченными фигурными базами, изящными капителями и другими атрибутами ордера, фланкируемые подобными пилястрами, являются главной кульминацией театрализованного эффекта архитектурной композиции. Дополнительная рельефная обработка стены простенков второго этажа на боковых ризалитах, фланкирующих центральную часть объема, усиливает активно вылепленную пластику ордерного строя. Такое постепенное усложнение фасадов зданий (больше пластических элементов и больше глубины рельефа) от середины к краям (от гладкой стены — к пилястрам — к полуколоннам) помогло акцентировать перекрестки улиц и границы квартала, и этим подчеркнуть градостроительную структуру, разрешить противоречия, связанные с новым масштабом и стилистикой застройки.

Первая очередь строительства так и осталась в своем первоначальном решении, резко выделяясь архитектурным оформлением фасадов. Почему так произошло? Вероятно, просто не хватило средств. Может быть, декорирование конструктивистских фасадов оставили на третью очередь строительства, процесс которого был прерван войной… Сложно сейчас воссоздать все события дней минувших. Но факт остается фактом. И сегодня мы воспринимаем этот дом как символ своего времени. Две очереди — два этапа развития архитектуры в одном архитектурном комплексе — яркое свидетельство о быстрых переменах в обществе, бурном развитии архитектуры, сопровождаемое вечными поисками пользы, прочности и красоты.

Правительство Ярославской области, Советская площадь, 3
Заключительным этапом преобразования Советской площади стал рубеж 1970-1980-х годов, когда на ее юго-западной границе было построено здание Обкома КПСС и администрации Ярославской области — наиболее интересный и значимый пример архитектуры общественных зданий в исторической среде Ярославля. Проект административного здания был разработан в мастерской В. Н. Шестопалова — заслуженного архитектора РСФСР, лауреата Государственной премии СССР. Авторы: архитекторы Н. В. Баранов, Л. В. Малашонок, В. Н. Шестопалов, Л. Я. Савина, инженер-конструктор В. И. Чудновский.

Поставить новое главное здание города на Советской площади, на месте бывшего дворца, было очень осмысленным шагом, так как, во-первых, площадь получала функциональную и пространственную завершенность, а, во-вторых, здание — место, отвечающее его статусу и социальной значимости. Сложность такого решения состояла в поисках уникального формообразования и структуры нового здания, не противоречащих исторической среде, формируемой памятниками XVI и XIX веков.

В процессе работы над проектом авторы создали несколько вариантов решений. Среди них вариант пятигранного центричного в плане здания и вариант, основанный на контрастном сопоставлении новой и старой архитектуры, где новый комплекс становился главным элементом архитектурного ансамбля. Это было недопустимо по отношению к храму Ильи Пророка, которому по площади и масштабу подчинялась окружающая застройка, созданная в XIX в. Эти варианты были отвергнуты, чтобы не нарушить существующей гармонии ансамбля.

Советская площадь, 5
Следующим шагом на пути сложных творческих поисков был вариант ретроспективного решения — с куполом над центральной частью здания, где превалировало чисто декоративное формообразование. При этом создание такой декорации в форме купола не оправдывалось ни внутренней структурой здания, ни осознанием традиционных приемов местной архитектуры.

Желание гармонично вписать новое здание в существующую среду, используя реминисценции и декоративные приемы в композиции, в корне противоречило идеологии современной архитектуры, ее принципам и методам. Логическая простота, функциональная целесообразность, естественность формообразования, учет контекста среды и последних достижений архитектуры и градостроительства — вот что комплексно должно было определять новое решение. В результате был создан вариант, обладающий убедительным градостроительным решением, который дополнил пространственную систему центра Ярославля и увеличил значение третьего луча классического трезубца центра — Депутатской улицы.

Авторы оттолкнулись от принципиальной закономерности пространственной организации центра Ярославля в целом. Они приняли за основу прием спокойной периметральной обстройки участка, следующий принципу организации ранее стоявшего здесь дворца наместника. Периметр здания не захватил всей площади участка. Здание было отодвинуто от Крестьянской улицы, оставляя место для аванплощади, растянутой вдоль его фронта. Благодаря этому решению, оно при своем крупном масштабе и значительной величине не подавляет соседствующую невысокую и мелкомасштабную застройку, так как пропорционально соотносится с более обширным пространством. Новая аванплощадь получила эффектное развитие, многоплановость благодаря зрительному раскрытию к ней внутреннего двора административного комплекса через высокие проемы пилонады.

Этот прием позволил придать новому крупному общественному зданию интимную тональность, органично связывающую его с существующей застройкой Крестьянской улицы, а металлические ажурные решетки, заполняющие пилонаду, создали дополнительную градацию в шкале масштаба нового комплекса. Сохраненная часовня Александра Невского (1892 г.), органично вошедшая в структуру нового градостроительного ансамбля, придала ему своеобразную живописность и одновременно обозначила границу между улицей и новым зданием, не стесняя пространство перед ним.

Менее органичной получилась связь административного здания с ансамблем Советской площади. Стремление к яркому образу, эффектному архитектурному решению несколько перевесило стремление авторов к единству ансамбля, что неизбежно повлекло за собой некоторые диссонансы. И дело заключается не в различии стилевых характеристик элементов застройки, а в недоучете глубинных основ формообразования.

Храм Ильи Пророка
В архитектуре нового комплекса не получила своего продолжения общность масштабности и единство тектоники существующих элементов застройки — храма Ильи Пророка и бывших присутственных мест, выражающаяся, например, в восприятии стен как конструктивных массивов, работу которых зрительно облегчает деталировка. Имитация каркасной структуры, массивных блоков, зажатых пилонами на уровне между первым и вторым этажом, а также на уровне парапета придают новому сооружению излишнюю массивность, объемность, «выпуклость».

В противовес визуальному облегчению стены от стилобата к кровлям на фланкирующих зданиях здесь использован прием утяжеления объема кверху. Новое здание, в отличие от бывших присутственных мест с высокими скатными крышами, было завершено плоской кровлей с парапетами, и при этом оно несколько выше классицистических корпусов, что сделало его очертания контрастно жесткими по отношению к общему силуэту застройки. Просто и вместе с тем рационально организована планировочная структура здания. Здесь нет каких-либо новшеств по отношению к аналогичным сооружениям. Схема традиционная, основанная на жесткой симметрии, обусловленной генеральным планом. Ось симметрии четко читается в структуре плана, она закреплена главным входом в здание, последовательным расположением центрального вестибюля и фойе, а также фойе большого зала и пространством самого зала, образующих единую пространственную систему. С противоположной стороны комплекса ее фиксирует сквозная ограда внутреннего двора с галереей, отделяющая пространство курдонера от аванплощади с часовней.

Композиция плана строится на выделении из структуры здания объема большого зала, выдвинутого в пространство внутреннего двора, обстроенного по периметру протяженными корпусами коридорной системы. С двух сторон от коридора в них размещены служебные помещения, малые залы, лестничные клетки, рекреации и помещения вспомогательного назначения. Углы трапециевидного в плане здания со стороны Крестьянской улицы срезаны с целью удобной организации дополнительных входов в здание и подчеркнуты лестницами и ризалитами, имеющими аналогичное решение ризалиту главного входа в здание (служебный вход в процессе реализации был оставлен только с северо-западного угла). Внутри планировочной структуры комплекса сформировалась система своеобразного, живописного курдонера, главный вход в который осуществляется под галереей третьего этажа со стороны Крестьянской улицы, акцентированный четким ритмом пилонов с ажурными решетками. Большое внимание было уделено проработке интерьеров.

Не все удалось до конца учесть, свести к единству в своих основах, но все же результат получился достаточно впечатляющим и запоминающимся, так как поиск осуществлялся в правильном направлении — как по пути изучения и развития начал исторического своеобразия среды, так и учета современных достижений архитектуры. Объем здания параден и монументален, в его облике присутствуют и новые черты, и традиционные исторические черты, характерные для архитектуры Ярославля. Элементы декоративно-монументального искусства в виде рельефов советской символики на центральном ризалите органично обогащают декоративно-пластический строй здания, придают ему определенный политический подтекст, подчеркивают назначение объекта.

Здание Обкома КПСС и администрации Ярославской области стало ярким примером реальной возможности строительства современных по своей архитектуре зданий в исторической среде, не нарушая ее структуры и образного строя, а развивая и усиливая их.
За архитектуру здания и завершение реконструкции исторического ансамбля Советской площади авторы проекта были удостоены Государственной премии РСФСР в 1983 г.

Фотографии Советской площади

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.