15 Mar 13:09 avatar

Символы прошлого. Богоявленская площадь

Богоявленская площадьСпасо-Преображенский монастырь, церковь Богоявления, гостиница Пастухова, Гостиный двор – история и архитектура этих удивительных исторических памятников, формирующих одну из важнейших площадей города, достаточно изучена и рассмотрена в разных статьях и книгах многочисленных авторов. Казалось бы, что можно рассказать нового и интересного об этом весьма символическом пространстве города, окруженном уникальными явлениями культовой и гражданской архитектуры? Но малоизвестным еще остается советский период развития города, в том числе и этой его части.

Надо подчеркнуть, что взоры руководителей, архитекторов города разных периодов постоянно были прикованы к этому пространству, формируя его и отражая в его образе смысл своего времени. Поэтому неизбежно остается какой-то след их внимания: в виде построек, или наоборот – разрушений, элементов благоустройства и монументально-декоративного искусства, рекламы и информации и массы других нововведений, воплощающихся не только в живые реалии, но и остающиеся на бумаге, как нереализованные утопии своего времени.

Само название площади, которое неоднократно переименовывалось, в основном было связано с культовыми сооружениями (церковью Рождества Богородицы и церковью Богоявления, главным монастырем города), окружающими и размещающимися на ней. Резкое изменение идеологии нового строя в начале ХХ века не могло оставить без внимания этот факт. «Подлинно-социалистическим городом, а не музеем церковных древностей должен стать Ярославль» – так констатировали газеты в то время. Поэтому старые символы планомерно стали замещаться новыми, с противоположным идеологическим смыслом и подтекстом.

Площадь Богоявления в 1920 году получает новое название – площадь Подбельского (в честь Наркома почт и телеграфов РСФСР), так как в гостинице Пастухова был размещен Главпочтамт Ярославля. В этот же период принимается решение о строительстве первого советского здания Государственного банка в городе на площади (на территории разрушенного южного корпуса Гостиного двора), сносе церкви Рождества Богородицы. Таким образом, смысловая основа главного въезда на территорию исторической части Ярославля сместила приоритеты в сторону политико-экономического менталитета советского строя. И, в принципе с начала 1930-х годов до конца периода СССР, образ этой площади оставался неизменным.

Окончательный вариант Доски почета колхозов Ярославской области на площади Подбельского
Но это не означает, что она не обращала к себе взоры власть имущих, которые желали укрепить ее идеологический статус и привнести дополнительный смысл. Как показали исследования, были сделаны неоднократные попытки обыграть центральное пространство площади постановкой разных объемов и элементов благоустройства. Так, например, известны эскизные проектные предложения по благоустройству ее от августа 1936 года: в центре площади между трамвайными линиями и зданием банка предлагалось разбить большой зеленый сквер с лучевыми газонами и прямоугольной площадкой для отдыха посередине.

Наиболее интересной из них и по образу и уникальности функции было решение в конце 1930-х построить на площади «Доску почета колхозов Ярославской области». Социалистическая реконструкция сельского хозяйства охватила в годы второй и третьей пятилеток практически все основные области сельскохозяйственного производства в стране. Результатом этого явилось открытие в 1939 году постоянной Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) в Москве, демонстрирующей достижения в области коллективизации сельского хозяйства.

По-видимому, открытие ВСХВ и послужило очередным толчком для реализации подобной идеи на региональном уровне. Но смысл этой акции в Ярославле заключался не в показе образцов продукции советских коллективов, а в отображении имен передовиков сельскохозяйственного производства на главной доске почета, выполненной в виде своеобразного павильона, который бы первым встречал жителя села, показывая ценность и значимость его труда для области. Неудивительно если бы спустя некоторое время после установки данного монументального сооружения площадь была переименована в «площадь Колхозов» подобно названию главной площади ВСХВ.

Непростая задача стояла перед С.В. Капачинским, архитектором архитектурных проектно-планировочных мастерских Облкомхоза, которому была поручена данная миссия – найти соответствующий образ архитектурного сооружения, отвечающего данному времени, выбранному месту и специфическому характеру экспозиции. Проектные предложения он строит на основе выработанных принципов своей творческой деятельности, среди которых на главном месте:
– учет природных условий и окружающего ансамбля (застройки). Единство содержания и формы. Образ здания;
– ясность, простота, правдивость, логичность, немногословность и органичность архитектуры;
– учет и применение в работе достижений современной строительной техники;
– изучение и использование принципов лучших произведений мировой архитектуры и главным образом русской архитектуры и другое.

Интересен и тот факт, что С.В. Капачинский сформулировал и записал позиции своего творческого кредо 8 февраля 1941 года, а 12 февраля он создал первые эскизы «Доски». Похоже, именно в этом проекте архитектору суждено было впервые продемонстрировать, как слова воплощаются в реальную практическую деятельность.

Итак, учет условий и окружающего ансамбля, поиски органичности архитектуры и использование аналогий выдающихся произведений архитектуры вылились в поиски места постановки «Доски», соразмерности окружающим зданиям и пространству, а также в поиски формы, увязанной с историческим контекстом и передающей одновременно мемориальный смысл сооружения. Автором было предложено два альтернативных варианта расположения нового сооружения: первый – у стены монастыря между Богородицкой и Угличской башнями, смещенного немного от центра к последней; второй в центре площади в сквере – ближе к красной линии застройки Комсомольской улицы (бывш. ул. Линия Социализма). В первом случае постройка представляла собой массивную стену с пятью глубокими нишами, поставленную на высокий цоколь с лестницей и завершенную многоступенчатым карнизом простого очертания со скульптурой в виде снопа колосьев и символов государства – серпа и молота, подчеркивающей ось симметрии сооружения.

Форма объема и деталей «Доски», их пропорции были прорисованы по подобию фланкирующих башен, одновременно напоминая нам формой завершения и своими габаритами по отношению к прилегающей стене – Мавзолей на Красной площади. Аналогия была очевидна, поэтому выбор властей был сделан в пользу центрального расположения «Доски» на площади, решенной в виде павильона, напоминающим собой построенные объекты ВСХВ, выполненные в стиле советского неоклассицизма. Здесь аналогия была уместна и по образу и по стилю и по смыслу. Архитектура павильонов, лучших образцов жилых домов и сельских клубов, школ, библиотек и др., представленных на выставке, послужила эталоном для формирования основного направления сельской архитектуры предвоенных и первых послевоенных лет – стала основным ориентиром для творческой деятельности как столичных, так и региональных архитекторов в то время. Поэтому неслучайно второе решение «Доски» было создано С.В. Капачинским именно в этом русле и опять в многочисленных вариантах, что являлось характерным принципом работы мастера.

В проектных вариантах мастер необычайно лаконично и впечатляюще выразил главную идею: триумф достижений труда. Своеобразие формы монумента достигалось не столько ее декоративной обработкой, а, прежде всего, архитектурными средствами. Это был павильон – одновременно и триумфальная арка и периптеральный греческий храм, завершенный в разных интерпретациях высоким шпилем, ярусным ступенчатым куполом, треугольным фронтоном с символически декорированным тимпаном и скульптурными акцентами.

Почему такие аналогии? Наверное, потому, что триумфальная арка в римских форумах служила парадным входом, строилась на главных дорогах. Это – один из наиболее распространенных в Риме типов мемориальных сооружений, пластическое богатство и крупные размеры которых были призваны убедительно выразить могущество императора, триумф победы в войнах.
Периптер – тип храма, имеющий колоннаду с четыре сторон, который сформировался в период архаики и развивался в классическую эпоху. Этот тип здания общественного назначения имел ведущее значение в общей структуре городов Древней Греции, доминируя в окружающем пространстве, архитектурно объединяя ансамбль и неся на себе статус значимости предназначения – жилища божества.

Поэтому именно такие архитектурные аналогии и приемы позволили автору с большей долей успеха внести ноту строгой торжественности в образ сооружения. Причем такая его архитектура решала не только функциональные задачи размещения доски почета в центре площади, но и сама выступала как своеобразный экспонат, который должен был стать новым акцентом площади Подбельского.

Поиски вариантов продолжались и в отработке деталей. Менялась форма подиума, расположение скульптур, колоннада в каждом новом эскизе отличалась по размерам, форме и пропорциям, архитектурной обработке элементов ордера – от простого к более сложному и монументальному решению, приближающегося к классической ордерной системе Древнего Рима. Отрабатывалась мелкая пластика и нюансы проектного предложения… Великая Отечественная война остановила развитие и воплощение данной идеи в жизнь, как и многие другие грандиозные замыслы, связанные с новым Генеральным планом развития Ярославля. К счастью или к сожалению – триумфальное сооружение так и не появилось на территории площади.

Площадь Подбельского
Попытки изменить и преобразить эту площадь, как и многие другие, не оставили власти и архитекторов города и на современном этапе. В 1993 году на ней был установлен памятник Ярославу Мудрому, основателю нашего города, который сразу же стал новым символом города. Был построен новый объем «Гостиного дворика», который так и не решил проблему остановочного комплекса и стыдливо прикрыл собой монументальное здание банка. Ошибки и успехи – это те грани творчества, которые всегда идут рядом. Никто не застрахован от провалов или взлетов своего мастерства. Тем интереснее учиться у других, постигать и сравнивать, узнавать, что кто-то уже раньше тебя «изобрел колесо» и как он это сделал….
А тема триумфальной арки, пусть и с другим подтекстом (по другому случаю – юбилею) и в другом месте вновь поднимается через 70 лет, чтобы выразить могущество и триумф кого или чего?

Фотографии Богоявленской площади

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.