28 Jan 19:03 avatar

Ляпинская ГРЭС в Ярославле - первенец советской энергетики

Северный фасад старой котельной (1923-1926 гг.)Северный фасад старой котельной.

В первые десятилетия ХХ века Ярославль располагал небольшой городской электростанцией, годовая выработка которой (по данным за 1918-1920 годы) составляла немногим более 2 миллионов кВт/ч, нагрузка станции не превышала 700 кВт. Ее мощности едва хватало на обеспечение весьма ограниченных бытовых нужд населения, освещения улиц и трамвайного движения. На промышленных предприятиях города были свои паросиловые установки, но их оборудование, как и городской электростанции, было устаревшим, изношенным и неэкономичным. Потребности растущего городского хозяйства и промышленности значительно превышали имеющийся энергетический потенциал Ярославля, что тормозило его развитие и преобразование в крупный индустриальный центр.

Южный фасад корпуса новой котельной, 1930-1932 ггЮжный фасад корпуса новой котельной.

Новым ударом судьбы, отбросившим экономику города на много лет назад, явился белогвардейский мятеж в июле 1918 года, в результате которого за несколько дней город был практически уничтожен. П.Д. Барановский в «Строительных предположениях о восстановлении города Ярославля» так оценивал масштабы разрушений: «Из произведенного обзора города после мятежа следует заключить, что Ярославль в настоящее время остается без жилищ для значительной части населения, без достаточных приспособленных для современных требований правительственных и общественных зданий, библиотек, школ, больниц, приютов, бань, пекарен и скотобоен, без исторического университета, Демидовского лицея, без обеспечения населения светом и водой, без канализации и необходимого санитарного благоустройства, с совершенно расстроенной и наполовину уничтоженной фабрично-заводской промышленностью и подорванным городским хозяйством.

Закладка фундаментаЗакладка фундамента Ляпинской ГРЭС в Ярославле.

Из чистого, уютного и красивейшего волжского города Ярославль превратился в грязный, наполовину уничтоженный город с громадными площадями-кладбищами, покрытыми развалинами и остатками пожарищ». Необходимо было срочно предпринимать неотложные меры по его возрождению, восстановлению промышленности, строительству жилья, спасению памятников старины. Все это должен был воплотить в себе новый генеральный план города под названием «Новый Ярославль».

Строительство первой очередиСтроительство первой очереди Ляпинской ГРЭС в Ярославле, 1922 — 1926 гг.

Создание «первого современного образцового города» требовало постройки новой районной электростанции для перспективного централизованного снабжения промышленности и коммунального хозяйства. Вследствие жестокого топливного кризиса, который переживала вся страна, и в том числе Ярославль, промышленные предприятия работали с большими перебоями, так как использовали привозное топливо – нефть, дрова, поставки которого осуществлялись нерегулярно. Поэтому при проектировании новой электростанции встал вопрос об использовании местного топлива – торфа, богатые залежи которого были открыты под самым Ярославлем – на Ляпинском болоте.

Южный фасад Ляпинской ГРЭС, 1923-1926 гг.Южный фасад Ляпинской ГРЭС, монтаж дымовой трубы, 1923-1926 гг.

Комитетом государственных сооружений при СНК РСФСР были проведены исследования и принято решение о гидравлическом способе добычи торфа, предложенном инженером Р.Э. Классоном. Торфопредприятие «Ляпинка» стало вторым сооружением в стране, которое использовало этот способ, основанный на размыве торфяной залежи водяной струей и подаче торфа по трубам в виде жидкости. В 1921 году были проведены изыскания, в 1922 году началась промышленная добыча торфа, а в 1923 году его добыча составила уже 25 тысяч тонн.

Эстакада для подачи торфаЭстакада для подачи торфа вагонетками на третий этаж Ляпинской ГРЭС.

В 1921 году был принят план ГОЭЛРО, куда был включен и проект строительства в Ярославле временной электростанции на 10 000 кВт с учетом последующего ее расширения до 40 000 кВт и превращения ее в районную. Одновременно с организацией торфоразработок начались подготовительные работы к строительству будущей электростанции. Место строительства было выбрано в непосредственной близости от ляпинских болот, на участке между Гидроторфом (место добычи торфа) и Волгой – источником воды для генераторов. В документе, подписанном участниками комиссии по составлению плана ГОЭЛРО инженерами Р.Э. Классоном и В.Д. Кирпичниковым, принявшими участие в ее проектировании, было записано: «Правильным решением является постройка на берегу реки Волги, вблизи громадного Ляпинского торфяного болота, временной станции мощностью до 10 000 кВт. Временная станция является первой ячейкой районной станции, может в будущем развиться в крупную электроцентраль за счет расширения и смены оборудования.

Пробный пуск эстакадыЛяпинской ГРЭС, пробный пуск эстакады, фото 1926 г.

На торфяном массиве площадью до 5 000 десятин за Волгой, непосредственно на ее берегу, на расстоянии нескольких верст от Ярославля, предположена Ярославская электростанция мощностью до 40000 кВт. Наличность в Ярославле железнодорожного моста, по которому можно проложить высоковольтную линию, дает возможность электрифицировать от этой станции как правый берег р. Волги, так и левый, вплоть до Костромы. От этой станции проектируются воздушные линии до Рыбинска, Костромы, Нерехты и Ростова». Были определены сроки ввода мощностей: временная станция 10 000 кВт – 1922 год, электростанция мощностью 40 000 кВт – 1930 год.

Митинг Ляпинской ГРЭСМитинг Ляпинской ГРЭС в Ярославле.

Скорость подготовки строительства была рекордной: 8 июня 1921 года составлен эскизный проект всех технических сооружений электростанции и высоковольтной сети, который 15 августа 1921 года был принят. Но сооружение ее началось не сразу, так как в утвержденном плане электрификации России в списке первоочередных тридцати электростанций, сооружаемых за счет государственных капиталовложений, Ярославской ГРЭС не значилось. Ее сооружение, вследствие нехватки средств, было отнесено на более поздний срок. 21 декабря 1921 года вышел декрет Совнаркома, утвержденный IX Всероссийским съездом Советов, который предусматривал возможность сооружения центральных электростанций средней и малой мощности местного значения за счет местных средств. Разрешение на строительство, степень и форма участия государства в их сооружении определялись Госпланом.

Митинг Ляпинской ГРЭСМитинг Ляпинской ГРЭС в Ярославле.

Местные партийные и советские организации, опираясь на поддержку жителей, предложили начать строительство немедленно, одновременно возбудив ходатайство перед центральными органами власти о выделении государственных средств. 13 апреля секция электрификации Госплана РСФСР приняла постановление о первоочередности строительства районной электростанции в Ярославле на ляпинском торфе, проект которой был одобрен постановлением Главэлектро 14 сентября 1922 года.

Западный фасад ЯрГРЭС – машинный залЗападный фасад ЯрГРЭС – машинный зал.

Здание станции было заложено 4 июня 1923 года и сооружалось очень медленно, не хватало средств, оборудования, материалов. Почти все работы велись вручную. В 1925 году началось государственное финансирование, что позволило увеличить темпы строительства электростанции.

Табличка на проходнойТабличка на проходной Ярославской ГРЭС. Фото Яна Левина.

Проект первой очереди, утвержденный В.Д. Кирпичниковым, разработали профессор, архитектор Э.И. Норверт и инженер Мокршанский. Э.И. Норверт выполнил не только общее архитектурно-планировочное решение комплекса, но и осуществил расчеты конструкций здания, создал проект насосной станции на берегу Волги и других сооружений. Первоначально мощность электростанции была определена в 2 000 кВт из-за недостатка средств и трудностей, на базе турбогенератора с городской электростанции, но с открытием государственного финансирования было принято решение окончательно сооружать первую очередь станции в составе двух турбогенераторов общей мощностью 8 000 кВт. 21 ноября 1926 года состоялся запуск первого турбогенератора мощностью 5 000 кВт.

Ярославская ГРЭС в 40-еЯрославская ГРЭС в 40-е годы XX века.

Газета «Северный рабочий» так освещала это событие: «Сегодня пускается в ход Ляпинская электростанция… Сделан первый шаг на пути электрификации нашей губернии. Впереди «Ляпинстрою» предстоит еще огромная и сложная работа, в течение ближайших лет он должен электрифицировать всю нашу промышленность».

В 1927-1928 годах было осуществлено расширение машинного зала, где руководство по проведению работ осуществлял инженер Е.А. Бостельман. Был установлен второй турбогенератор мощностью 3000 кВт. В 1928 году построено новое здание для распределительного устройства. Вторая очередь была включена в план первой пятилетки (1928-1932 гг.). Проект расширения до 36000 кВт был разработан трестом «Энергострой». С 1928 по 1932 год во вновь расширенном машинном зале установлены три генератора по 11000 кВт каждый, сооружена новая котельная на четыре котла а старые котлы и первый генератор демонтированы. Станция дала ток практически всем предприятиям Ярославля, а также в Рыбинск, Ростов, Кострому. В 1932 году она стала называться ЯрГРЭС.

Ляпинская электростанцияЛяпинская электростанция в Ярославле.

Строительство Ярославской ГРЭС дало мощный импульс для комплексного развития промышленности. В июле 1931 года в городе началось сооружение первого в мире завода синтетического каучука, а уже в 1932 году была получена его первая партия. В этом же году выпустил первую автопокрышку Ярославский шинный завод, значительно увеличился выпуск продукции автомобильным заводом. Потребителями электроэнергии новой электростанции стали фабрики «Красные ткачи», «Красный Перевал», лакокрасочный завод «Свободный труд», главные железнодорожные мастерские станции Всполье, станция Урочь и другие предприятия. Возросли темпы и объемы строительства жилых домов, зданий культурно-бытового назначения, что делало город красивым, благоустроенным и удобным для жизни.

По архитектуре Ляпинская ГРЭС была новым для своего времени сооружением. Но появление ее явилось закономерным этапом в рамках эпохи и истории архитектуры. На ее примере можно проследить как зарождался и развивался новый стиль архитектуры в Ярославле – конструктивизм. Высокие архитектурные и инженерные достоинства здания ЯрГРЭС, а также сильное влияние, оказанное ею на формирование образа первых ярославских промышленных зданий и сооружений – первенцев советской индустрии, обязывают подробно рассмотреть это замечательное сооружение – памятник архитектуры и техники.

ПроходнаяПроходная Ярославской ГРЭС. Фото Яна Левина.

Несмотря на то, что стройка проходила в очень трудных условиях, по техническому уровню она соответствовала всем достижениям науки и техники своего времени. Компоновка ее с учетом природных условий и выбранного места для строительства, конструкции сооружения и технологический процесс были хорошо продуманы, а о качестве ее выполнения говорит то, что и по сегодняшний день она успешно функционирует без значительных реконструкций. В целом архитектура ЯрГРЭС статична и монументальна, по силе и образности она не уступает многим известным памятникам промышленного зодчества данного периода в Петербурге и Москве.

Две очереди Ярославской ГРЭСДве очереди Ярославской ГРЭС — слева, потемнее и пониже — 1926 года, справа, повыше и посветлее — 1932 года. Фото Яна Левина.

Здание электростанции делится на ряд секций, связанных с технологическим процессом, расстановкой агрегатов, а также очередностью ее строительства, постепенного увеличения мощности. С северной стороны расположен трехэтажный корпус первоначальной котельной (1926 г.) с размерами в осях 19450×41800 м. Наружные стены и столбы выполнены из красного кирпича на цементно-песчаном растворе. Фундамент – кирпичный, глубина заложения составляет 2-2,15 м. Покрытие здания представляет собой стальные клепаные фермы, кровля – железная по деревянному настилу, по всей длине объема выполнен световой фонарь. Междуэтажное перекрытие – бетонное по металлическим балкам. Оконные рамы – деревянные одинарные. Расчет фундамента и стен выполнил автор проекта Э.И. Норверт, расчет ферм – В. Романов. Оборудование здания состояло из двух пар котлов (по 1 трубе на пару котлов), водяного экономайзера «Коблиц», подогревателей и вентиляторов. Торф подавался вагонетками по эстакаде на третий этаж, где была проложена узкоколейка к загрузочным воронкам над шахтами топок котлов.

Подъем торфаПодъем торфа.

Все фасады котельной просты и очень выразительны, каждый из них, помимо общего характера членения стены небольшим выступом межэтажного карниза на уровне третьего этажа несет индивидуальную тему и ритм деталей. На южном фасаде объема это – арочные оконные и дверные проемы на первом этаже, круглые окна в обрамлении выступающих монументальных кирпичных наличников – на втором и высокие прямоугольные окна – на третьем этажах. Восточный торцевой фасад имеет очертание, обусловленное устройством односкатного фонаря на крыше. Плоскость стены разделена на три части небольшими выступами пилонов, в центре расположены более крупные окна, среднее из которых – лучковой формы. С этой стороны осуществлялась загрузка топлива на третий этаж, о чем свидетельствуют «следы» двух больших кирпичных арок наверху. К крайней из них подходила эстакада для подъема вагонеток. Впоследствии, после введения в строй второй очереди котельной, проемы загрузки были заложены и установлены прямоугольные оконные проемы меньшего размера.

Окна северного фасадаОкна северного фасада Ярославской ГРЭС. Фото Яна Левина.

Северный фасад прочерчен ритмом больших окон разного очертания по этажам: на первом – это большие окна лучковой формы, на втором – арочные окна. На третьем этаже высокие прямоугольные окна несколько других пропорций чередуются в более частом ритме, поддержанным неглубокими прямоугольными нишами в подкарнизном пространстве. Вся стена очень графична, красиво читаются выполненные в кладке лучковые и арочные перемычки, несложной профилировки карниз. Но форма и ритм окон был выбран не случайно, они отражают, прежде всего, распределение функций по этажам: двухсветный зал котельной на первом-втором этажах, третий этаж передает характер горизонтальной транспортировки топлива, загрузки его в котлы. Устройство цементного пола по грунту читается на фасаде отсутствием цоколя.

Северный фасадСеверный фасад Ярославская ГРЭС. Фото Яна Левина.

План и фасады котельной не имеют законченной композиции, ритм ее элементов можно продолжить при возможном расширении корпуса, что и было предусмотрено с самого начала строительства. В целом по трактовке фасады этого корпуса напоминают здания предреволюционной ярославской промышленной архитектуры. Разнообразие оконных проемов, как одно из важнейших композиционных средств, использовано здесь также виртуозно, как и в здании ярославской мануфактуры на Красном Перекопе, здании ликероводочного завода, табачной фабрики и многих других. Возможно, в ней ассоциативно проявилась и архитектурная тема первой городской электростанции, выстроенной в 1900 году по ул. Чайковского.

Угол машинного зала и старой котельнойУгол машинного зала и старой котельной. Фото Яна Левина.

С западной стороны к котельной под углом 90 градусов примыкает объем машинного зала, образуя Г-образную конфигурацию здания. Размеры зала в осях 14880×20400 м (длина первой очереди). Корпус машинного зала выполнен также в кирпиче, перекрыт металлическими фермами пролетом 15,4 м, с шагом 6,1 м, которые привозились в разобранном виде и собирались под строгим контролем производителей с завода. Турбины были установлены перпендикулярно оси здания, здесь же за перегородкой находилось распределительное устройство.

Западный фасад, машинный залЗападный фасад, машинный зал Ярославской ГРЭС. Фото Яна Левина.

Южная стена здания была выполнена временной, из двух слоев шпунтованных досок по деревянному фахверку с большим вертикальным витражом посередине, чтобы в перспективе можно было расширить корпус. В зале для установки мостового крана были предусмотрены кирпичные пилоны 1550×500 мм, пространство между которыми заполнялось большими вертикальными витражами на уровне второго-третьего этажей. На уровне первого этажа устроены окна меньших размеров лучковой формы, они освещали пространство в основании турбин.

В целом композиция этого объема была построена на выявлении различной высоты этажей и метрическом ритме пилонов, а также соотношении глухих и остекленных поверхностей стены. Здесь уже архитектор не так много использует различных ретроспективных мотивов в оформлении фасадов, детали и элементы упрощены и укрупнены, передавая функциональную сущность объекта. В то же время окна лучковой формы и вытянутые по вертикали витражи являются темой, связывающей два объема одного здания в единую композицию.

Машинный зал, южная сторонаМашинный зал, южная сторона Ярославской ГРЭС. Фото Яна Левина.

В 1927 году корпус машинного зала был увеличен в два раза в южном направлении за счет пристройки идентичного объема, что придало ему характер еще более статичного и монументального сооружения. Здесь была установлена турбина мощностью 3 000 кВт и мостовой кран, с 1928 года – началась установка турбин мощностью 11 000 кВт. Распределительное устройство перемещено в отдельное новое здание, выстроенное с севера от котельной. В перспективе (по эскизам Е.А. Бостельмана) план станции мог приобрести П-образную симметричную конфигурацию за счет дальнейшего расширения машинного зала и постройки нового здания котельной с южной стороны.

Арматурные стяжкиАрматурные стяжки.

Но корпус новой котельной (1930-1932 гг.) при окончательном решении был вписан в Г-образный план существующего здания, придав ему более компактную структуру и став доминирующим элементом всей композиции. Он представляет собой симметричный объем с габаритами 27×43 м, с железобетонным каркасом, рассчитанный на установку четырех котлов. В нем пять пролетов: два крайних по 7 м, два по 10,2 м (в них расположены котлы) и средний пролет – 8,4 м. Шаг в продольном направлении составляет 12 м.

Объем нового корпуса – наиболее простой и лаконичный в структуре общей композиции лишенный ретроспективизма, с гладкими пилонами-простенками, прямоугольными окнами-витражами, представляет собой пример чистого конструктивизма, доминирующего в советской архитектуре в этот период времени. Здесь авторы в своем решении стремились выразить мощь и динамизм эпохи, увязать требования технологии с образом, а также создать единый комплекс с ранее построенными корпусами.

ДиспетчерскаяПомощник дежурного диспетчера Ольга Васильевна Михайлова в главной диспетчерской системы «Ярэнерго» во время Великой Отечественной войны.

Поставленное на относительно плоском рельефе, здание новой котельной доминирует в большом радиусе окружающего пространства, хорошо просматривается с противоположного берега реки Волги. Внешний облик ее с взметнувшимися высоко вверх двумя стальными трубами олицетворяет подъем современного промышленного производства. Стены здания выполнены из красного кирпича по монолитному железобетонному фахверку, который активно выявлен в структуре композиций фасадов. Отдельные плоскости почти кубического объема заполнены огромными витражами или оштукатурены, например, консольно нависающая, почти глухая с двумя небольшими круглыми окнами стена четвертого этажа с южной стороны, имитирующая мощный парапет.

Восточный фасадВосточный фасад. Фото Яна Левина.

На восточном фасаде оштукатурены на этом же уровне объемы выступающих галерей. Крайние пролеты перекрыты рамной конструкцией выступающих железобетонных коробов, в которые по эстакадам подавались вагоны с торфом и там разгружались над шахтами топок. Сами металлические стойки и наклонные балки эстакад, рассчитанные с большой точностью, необыкновенно изящны и легки. Они хорошо вписываются своими ажурными конструкциями в структуру восточного фасада, перекликаясь рисунком и масштабом с переплетами окон и витражей.

Старая линия подачи торфаСтарая линия подачи торфа. Фото Яна Левина.

В целом композиция объема, все его элементы подчинены приему выявления темы прямого угла, а также строгой осевой симметрии по всем фасадам нового здания. Акцентные «точки» – круглые окна на трех фасадах в верхней части объема корпуса, которые подчеркивают дополнительно оси дымовых труб – главных вертикальных доминант композиции, являются единственными контрастными геометрическими элементами композиции. Здесь нет ничего случайного, декоративного. Все сооружение отвечает принципам, которые выработал конструктивизм: стремление к рациональной планировке, возможность дальнейшей модернизации и пристройки новых секций (что было заложено в проекте), продуманная расстановка отдельных объемов и удобная связь между ними, соответствие их внешнего облика и используемых материалов функциональному назначению внутренних помещений.

Платформа вагонеткиПлатформа вагонетки.

Новое здание распределительной подстанции (1928 г.) также выдержано в строгом стилистическом звучании конструктивизма. Архитектура ее достаточно традиционна и лаконична, фасады построены на ритме элементов, проемов разной формы и размеров. Разнообразие оконных проемов – от широкого центрального витража до узкого ленточного витража лестничной клетки, отдельных вертикальных и горизонтальных окон – придает живописность композиции чисто утилитарного сооружения, отражает его функциональную структуру. Оно гармонично вписывается в общую композицию комплекса, активно перекликаясь своей ритмометрической структурой элементов и деталей с другими объемами ансамбля, лишний раз демонстрируя художественные возможности новых конструкций и принципов проектирования.

Бункер для загрузки топлива на восточном фасаде нового корпуса котельнойБункер для загрузки топлива на восточном фасаде нового корпуса котельной.

Таким образом, построенное за десять лет, в период интенсивных поисков нового языка архитектуры, отражающего характер социалистической эпохи, здание Ярославской ГРЭС органично увязывает в себе два направления, два стиля, преобладающих на разных этапах развития советской архитектуры. Первый – «кирпичный стиль», выражающийся в традиционной монументальной архитектуре кирпичных зданий с оттенком романтизма и с несколько ретроспективной окраской, объединившей новые технические достижения. Второй – «конструктивизм» или конструктивно-функциональное направление, которое соответствовало практическим возможностям и потребностям промышленности, новаторским устремлениям эпохи.

Фрагмент восточного фасада корпуса старой котельнойФрагмент восточного фасада корпуса старой котельной.

Монументальность, пафос и образность в архитектуре таких, казалось бы, сугубо утилитарных зданий – это особое явление в развитии архитектуры данного периода. Традиции романтизации технического прогресса, сложившиеся еще в предреволюционный период в российском зодчестве, а также потребность выразить себя в такой важный момент истории любому созидателю истории, в том числе архитектору, художнику – лишь немногие факторы, которые частично могут объяснить этот феномен.

В настоящее время Ляпинская ГРЭС является действующей городской котельной на природном газе, что повлекло за собой замену дымовых труб на более высокие и узкие. За время своей эксплуатации она еще не раз подвергалась переделкам и достройкам, приведшим к частичному искажению ее первоначального облика. Но в целом ее архитектурный образ остался прежним – ярким, лаконичным и запоминающимся.

Машинный залМашинный зал котельной.

Внутри сохранилось старое уникальное немецкое оборудование. И хотя отдельные элементы здания обветшали и нуждаются в реставрации и капитальном ремонте, она до сих пор поражает качеством выполнения кирпичной кладки, других элементов и деталей. Хотелось бы, чтобы такое уникальное сооружение, памятник промышленной архитектуры и истории 1920-1930 годов не исчез со временем с карты города, а продолжал бы восхищать и удивлять следующие поколения ярославцев и гостей города.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.