21 Apr 18:23 avatar

История корпуса кондитерской фабрики по улице Нахимсона

Нахимсона, 18Ярославль, улица Нахимсона, 18.

На углу улицы Первомайской и Нахимсона находятся корпуса кондитерской фабрики. Ранее на этом месте в соответствии с регулярным планом застройки Ярославля 1778 года располагалась часть гостиного двора. В 1780-е гг. была осуществлена его постройка в пределах современных улиц Первомайской, Кирова, Депутатской, Нахимсона, Революционной и Андропова. Комплекс гостиного двора состоял из замкнутых кварталов, которые по лицевой стороне улиц имели торговые ряды в виде двухэтажных зданий.

Гадательная карамель фабрики КузнецоваГадательная карамель фабрики В.П.Кузнецова.

Внизу была лавка с открытой галереей, укрывающей от дождя покупателей и товары, вынесенные для продажи на улицу. На втором этаже располагались квартиры купцов. Внутри квартала размещались склады. Пересекались кварталы переулками, которые чаще назывались проломами. Но по разным причинам, прежде всего из-за неудовлетворительного качества построек, эти помещения к концу XIX века пришли в полную негодность и были перестроены. Остались лишь фрагменты первоначальной застройки XVIII века по улице Нахимсона, 16.
Поскольку кондитерская фабрика — одно из очень немногих производств, находящихся в центре города и сохранивших свое функциональное назначение до настоящего времени, рассмотрим ее историю более подробно.

Фасад дома на улице Нахимсона 16Проект промышленного корпуса кондитерской фабрики В.П.Кузнецова и фабричного магазина, 1905 г.

В августе 1901 года умер ярославский купец Василий Яковлевич Кузнецов. Все свое состояние он завещал племянникам, так как собственных детей у него не было. Один из них — Василий Платонович Кузнецов получил в наследство каменный дом по улице Б.Рождественская (современная Нахимсона).

Нахимсона, 18Ярославль, улица Нахимсона, 18.

Новый собственник решил расширить владения и осуществить давнюю свою мечту — организовать собственное кондитерское производство. Вскоре состоялось открытие магазина Торгового дома «Наследники В.Я. Кузнецова» на Б.Рождественской, где продавались чай, сахар, сахарный песок и деревянное масло (оливковое). Спустя некоторое время он приобрел имение разоряющихся купцов — вдовы и сына Огняновых — двухэтажный дом с лавками и пустырь с садом, находившимися рядом с домом В. П. Кузнецова. Это позволило ему в несколько раз увеличить свои земельные владения, получив площадь в глубине квартала близ Масляного пролома (проход на территорию современного Центрального рынка непосредственно с площади Богоявления). Закладка будущей кондитерской фабрики состоялась в мае 1902 года, а в августе, после окончания строительства кондитерской мастерской, сразу же начались работы по ее расширению, устройству машинного отделения.

В.П. КузнецовОснователь фабрики купец Василий Платонович Кузнецов.

Уже в первые месяцы своей работы она подтвердила наличие огромного производственного потенциала, который благодаря опыту, стремлению, настойчивости 36-летнего В. П. Кузнецова быстро сказался на результатах. Уже летом 1903 года продукция кондитерской фабрики, впервые принявшая участие в выставке Северного края (Ярославская, Архангельская, Костромская, Владимирская, Тверская и Новгородская губернии), получила Большую серебряную медаль Министерства финансов «За трудолюбие и искусство». В 1904 году небывалый успех принесли золотые медали, завоеванные на Венской, Антверпенской и Парижской международных выставках.

Конфета ГурмэОбертка конфеты «Гурмэ» фабрики В.П.Кузнецова.

Ассортимент продукции предприятия Кузнецова не шел ни в какое сравнение с другими местными производителями кондитерских изделий. Новая фабрика выпускала, кроме традиционных монпансье, мармелада, пастилы, карамели, разнообразные виды печенья, халву и шоколад.

Карамель КлюквеннаяОбертка карамели «Клюквенная» фабрики В.П.Кузнецова.

С 1905 года начались работы по строительству каменного трехэтажного корпуса фабрики, возведение второго и третьего этажей над бывшими одноэтажными лавками и домом Огняновых. Они характеризовались прочностью и рационализмом. Особенно это касалось здания, образующего второй ряд застройки, выходящей на площадь Богоявления. В этих зданиях были размещены склады сахарного песка, масла, патоки, кондитерских товаров, мастерские, упаковочные. Надежность и долговечность производственных помещений обеспечивали каменные своды на рельсах, асфальтовый пол.

Карамель ВишневаяОбертка карамели «Вишневая» фабрики В.П.Кузнецова.

На первом этаже здания, выходящего своим фасадом на Б. Рождественскую, открылся фабричный кондитерский магазин. Для создания собственной сырьевой базы В. П. Кузнецов построил в деревнях Тюмба и Овсяники Боровской волости Даниловского уезда паровой картофелетерочный и паточный заводы, так как этот район издавна специализировался на выращивании и переработке картофеля.

Карамель РябиноваяОбертка карамели «Рябиновая» фабрики В.П.Кузнецова.

В 1909 году на базе кондитерской фабрики, паточного завода и магазина оформилась фирма «Г. Бельфор». Данное название, по воспоминаниям старшего сына В. В. Кузнецова Василия Васильевича, предложили отцу его московские приятели: «… литограф, изготовлявший для отца оберточную бумагу, предложил назвать фабрику «Г. Бельфор». Это звучное название само могло привлечь внимание потребителя.

Фрагмент типографского бланкаФрагмент типографского бланка фирмы В.П.Кузнецова «Бельфор», 1909 г.

Кстати, в это время очень широко стала проявляться тенденция увлечения иностранными словами и названиями в сфере производства и обслуживания. Так, в Ярославле в это время были ресторан «Прага», гостиницы «Бристоль» и «Неаполь», кафе «Мавритания», трактир «Петергоф» и т.д. Поэтому звучное название «Г. Бельфор» в честь небольшого городка на востоке Франции привлекло как деловых людей, так и покупателей.

Крышка от жестяной конфетной коробкиКрышка от жестяной конфетной коробки «Г. Бельфор».

В январе 1913 года В.П. Кузнецов стал единственным владельцем Торгового дома «Наследники В.Я. Кузнецова», так как его двоюродный брат Павел Онуфриевич промотал завещанные дядей капиталы.

За 16 лет своей деятельности (1902-1917гг.) паровая кондитерская фабрика В. П. Кузнецова по уровню технического оснащения и квалификации работников, в связи с постоянно растущим ассортиментом продукции, оставила далеко позади всех своих ярославских конкурентов, которых насчитывалось в городе около десятка. У Кузнецова трудилась треть всех рабочих, занятых в кондитерском производстве Ярославля.

Конфеты МаскаОбертка конфеты «Маска» фабрики «Г. Бельфор».

Постоянная модернизация процесса была главной заботой В. П. Кузнецова. Фабрика имела новейшее для того времени оборудование: карамельные вакуум-аппараты, меланжер, аппарат для варки ириса, паровые плиты, вальцовки, машины для выработки сахарной пудры, терки миндаля, паровые котлы для варки начинки, халвы, сгущения молока, пресс для выработки макарон, масла какао. Она являлась образцовой в городе и крупнейшей в северном крае.

Конфета Семь блаженств холостыхОбертка конфеты «Семь блаженств холостых» фабрики «Г. Бельфор».

Для продукции кондитерской промышленности важное значение имела конфетная обертка. По уже сложившейся традиции она несла в себе многослойную информацию: просветительскую, образовательную, развлекательную, и в конце концов была носителем рекламы. Большинство конфетных оберток кондитерской фабрики В. П. Кузнецова «Г. Бельфор» отпечатывались в московских полиграфических предприятиях в технике литографии и лишь небольшая их часть — в ярославских — Е. Вахромеева, И.Лещенкова.

Конфеты Стенька РазинКонфетная обертка кондитерской фабрики «Г. Бельфор». Конфеты «Стенька Разин» (на обороте текст песни Д.Н. Садовникова «Из-за острова на стрежень…»). г. Ярославль начало XX в.
Конфеты Стенька Разин

Обязательной составной частью изображений на обертке являлся товарный знак, представлявший собой основу торгово-промышленной рекламы. Он, как правило, состоял из имени владельца фабрики и названия фирмы. Важная его часть — изображение наград, полученных на отечественных и зарубежных выставках. По традиции, на листке обертки помещалась яркая картинка, название конфеты или карамели, как правило, логически связанные друг с другом.

Гадательная карамель фабрики КузнецоваОбертка гадательной карамели фабрики В.П.Кузнецова.

Сладкая продукция фабрики ориентировалась на вполне конкретного потребителя, являлось обязательным условием для сбыта продукции. Названия конфет и карамелей практически не повторялись. В целом, в ассортименте насчитывалось до 300 наименований. Вот лишь некоторые из них: «Афинские», «Альпы», «Березовый сок», «Встреча счастья», «Золотой улей», «Идиллия», «Комета Галлея», «Куриное царство», «Стенька Разин», «Охотничья», «Современные танцы», «Сочинитель», «Семь блаженств холостых», «Устрицы», «Финиш» и другие.
Любая упаковка, а особенно конфетная обертка, была выполнена ярко, качественно, привлекала потребителя и оказывала влияние на формирование его вкуса.

Гадательная карамель фабрики КузнецоваОбертка гадательной карамели фабрики В.П.Кузнецова.

Ко времени открытия фабрики в начале XX века в российском обществе сложилась весьма специфическая социально-экономическая, политическая и культурная ситуация. Все это оказало непосредственное влияние на ассортимент продукции, выпускаемой кондитерской фабрикой «Г.Бильфор». Одновременно с этим в начале XX века отмечались юбилейные даты важных исторических и культурных событий, которые традиционно праздновались повсеместно.
Среди конфетных оберток карамели есть наименование «Ретвизан». Современному читателю это мало что говорит. Но в начале века, в условиях русско-японской войны (1904-1905 гг.), население знало, что в 1904 году стоявшие на внешнем рейде броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Паллада» получили пробоины.

РетвизанКарамель «Ретвизан».

В годы Первой мировой войны особое внимание уделялось патриотическому воспитанию, привитию протестных настроений населения против немцев. Это касалось в том числе и поддержки союзников России — православных государств — Сербии, Черногории.
В их поддержку создавались различные благотворительные общества и организации, проводились лотереи «в пользу раненых и больных воинов, семей лиц, призванных на войну».
В учебных заведениях на патриотических вечерах звучала русская народная музыка, исполнялись гимны славянству «Братья славяне», бельгийские, французские и другие гимны союзников России в войне, хорватские песни. Одновременно с этим в Ярославле и губернии по примеру столиц рос протест против всего немецкого: проводился бойкот немецких товаров, погромы немецких фабрик и заводов. Конфетные обертки этого времени достаточно полно и оперативно отражали эти явления и процессы.

В 1914-17гг. были выпущены карамели «Ура», «Американская», «Адмирал сэр Джордж Каллаган», «Балканская», «Черногория»; конфеты «Герои славянской войны. Георг I» (король греческий), «Союзная», «Генерал А.А. Брусилов, оперирующий в Галиции и забирающий в плен австрийцев третью сотню тысяч». Как не обратить внимание на это последнее название, которое просто подкупает своим содержанием!

Генерал А.А. Брусилов, оперирующий в ГалицииКарамель «Генерал А.А. Брусилов, оперирующий в Галиции».

В самом начале войны была запрещена продажа спиртных напитков и даже пива. Как отмечали газеты сразу, совершенно неожиданно для всех и даже для самих себя граждане России сделано то, о чем до сих пор мечтали. Великая Русь, которая исторически сплелась с пьянством, первая из всех стран в истории человечества сделала скачок в царство трезвости. В городах и сельской местности принимались «резолюции о закрытии навсегда питейных заведений с крепкими и легкими напитками».
Это нашло свое отражение и на обертках фабрики «Г. Бельфор». Так, вскоре появилась карамель «Я не в силах больше пить», где была изображена пьяная фигура у фонарного столба.

Я не в силах больше питьКарамель «Я не в силах больше пить».

В противовес пьянству населению предлагались различные меры культурно-нравственного характера: «устройство народных библиотек, народных домов, сельских и городских клубов, организация народных театров и т.д.». Все это успешно реализовывалось и в Ярославле и губернии. Так, в Бурмакино был создан и успешно действовал театр при активной поддержке артистов МХАТа (они периодически приезжали туда отдыхать и помогали местным энтузиастам). Важное значение приобрел и общедоступный театр в Ярославле, въехавший с 1911 года в новое здание — одно из лучших в российской провинции. В это время были популярны русские и зарубежные оперы «Кармен» Ж.Бизе, «Лакме» Л.Делиба, «Травиата» Д.Верди, оперетты «Маскота» Э.Одрана, «Гейша» С.Джонса, «Веселая вдова» Ф.Легара. Очень быстро почти все эти названия перешли и на конфетные обертки продукции кондитерской фабрики «Г. Бельфор».

Существенное влияние на оформление конфетных оберток оказывали различные художественные направления конца XIX — нач.XXвв. К традиционному русскому стилю добавился модный в западной Европе стиль модерн. И, как следствие, на обертках появляются «элементы растительного орнамента, изображения женских фигур и головок, фигурок ангелочков, птичек, бабочек, кошечек, собачек и прочих модных изображений. Фабрика «Г. Бельфор» активно включилась и в это начинание — появились карамели и конфеты «Модерн», «Русский стиль» и др.

В начале XX века широко и повсеместно отмечались крупные юбилейные даты в истории России. В 1911 году полувековой юбилей освобождения крестьян от крепостной зависимости был объявлен всероссийским национальным праздником. В Ярославле и губернии проходили разнообразные мероприятия, посвященные этому событию: торжественные вечера, заседания, концерты, конкурсы, чтения. Кондитерская фабрика начала выпускать конфеты «19 февраля 1861 г.» и карамель «Памятник Александру II».

Подготовка к столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года началась заранее. Активно использовался для этого лубок — рисованная, гравированная печатная картинка с текстом и изображением, иллюстрирующим этот текст. Выдающиеся русские художники (Венецианов и др.) поставили сатирический лубок на «военную службу» еще в 1812 году, а к юбилею в 1912 году вышла целая серия акварелей. На фабрике «Г. Бельфор» появилась своя юбилейная продукция: конфеты «Юбилейная. N (Наполеон)», «Юбилейная. 1812. Граф Ф.В. Растопчин», «Юбилейная. 1812 г. Князь П. И. Багратион».

Юбилейная. NКарамель «Юбилейная».

К столетнему юбилею уже ставшего классиком русской литературы Н.В. Гоголя были выпущены конфеты «Юбилейные» с портретом писателя; «К юбилею Н.В. Гоголя в Москве. Ревизор». Кстати, последние были пронумерованы и являлись своего рода публикацией знаменитой комедии, так как на них был помещен текст с иллюстрацией.

К юбилею Н.В. Гоголя в Москве. РевизорКарамель «К юбилею Н.В. Гоголя в Москве. Ревизор».

За заслуги перед городом купцу первой гильдии В. П. Кузнецову пожаловано потомственное почетное гражданство. Он был известной и влиятельной личностью: являлся гласным Городской думы, присяжным заседателем ярославского окружного суда, членом Совета общества фабрикантов и заводчиков Ярославского района. За свою службу, в том числе в должности члена учетно-ссудного комитета Ярославского отделения Госбанка, Императором Николаем II он был награжден орденом Святой Анны II и III степеней, орденом Станислава II и III степеней.

Во время ярославского восстания в июле 1918 года семья Кузнецовых покинула город. Вызвано это было тем, что возникла реальная угроза расстрела за поддержку восставших, но об этом вовремя было сообщено Василию Платоновичу одним из рабочих его фабрики. В течение продолжительного времени семья скрывалась в костромской глубинке, в Нерехте и ее окрестностях, откуда он был родом. Позже семья перебралась в Москву.

Конфеты СпортОбертка конфеты «Спорт» фабрики «Путь к социализму».

1 сентября 1919 года по постановлению Ярославского губернского совета народного хозяйства фабрика была национализирована. В первые годы советской власти ее работа отличалась нестабильностью из-за отсутствия ремонта машин, оборудования, сырья, падения курса рубля, конкуренции кустарей — производителей кондитерских изделий. В годы нэпа ее перевели на хозяйственный (коммерческий) расчет. Но без надлежащего ремонта оборудования она вскоре превратилась в обычную кустарную мастерскую.

В сентябре 1922 года фабрика была закрыта, а в 1924 году — сдана в аренду товариществу «Сельпромторг» с центром в Москве. Это позволило сделать капитальный ремонт оборудования и корпусов. Но в 1925 году, в связи с разорением товарищества, ее передали в аренду Центральному рабочему кооперативу «Единение — сила», крупнейшему в стране. Вскоре фабрика стала прибыльным предприятием. 15 апреля 1926 года на общем собрании рабочих и служащих кондитерскую фабрику решили назвать «Путь к социализму». Среди продукции фабрики опять появилась карамель, монпансье, фруктовый сахар, варенье, пряники, печенье, фигурный шоколад, пастила, зефир, ирис, торты, рулеты, пирожные, кексы, пельмени, конфеты «Фруктовая помадка», «Крем-брюле», «Рококо», «Весна», карамель «Раковая шейка», «Фруктово-ягодная».

Путь к социализмуПродукция фабрики «Путь к социализму».

В годы Великой Отечественной войны, в связи с демонтажем кондитерского оборудования, на ней выпускали противоипритные бахилы. После войны производство было восстановлено и фабрика приобретает статус предприятия республиканского значения, как, например, и «Бабаевская» в Москве. В 1990-е годы она стала называться «Ярославлькондитер» и по-прежнему является одним из ведущих кондитерских производств страны, получает дипломы, медали, знаки за высокое качество продукции в различных номинациях.

1 комментарий

avatar
В конце прошлого года, 28 декабря, завершилась длинная история банкротства этого старейшего и некогда успешного предприятия, располагавшегося в самом центре Ярославля. Арбитражный суд вынес определение о завершении процедуры конкурсного производства. ЗАО «Ярославлькондитер» было ликвидировано.
Взято: idvv.ru/articles/2353
В настоящее время в здании идет ремонт.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.