10 Jan 11:38 avatar

История здания бывших Вознесенских казарм на площади Труда

г. Ярославль, Свободы ул., д. 46
Одним из первых на площади Труда было реконструировано протяженное здание бывших Вознесенских казарм, которое обрамляет восточную сторону. Проект реконструкции был выполнен в 1952-1955 году по проекту московских архитекторов Н.Д. Панченко и М. Шпотова. Формируя значительный отрезок центральных улиц, здание казарм закономерно входит в ансамбль площади Труда, образуя у ее восточной границы выразительный угловой акцент. В соответствии с проектом здание надстроили третьим этажом, объединили корпуса в единый объем, а угол украсила высокая, многоярусная башня со шпилем, замыкающая перспективу улицы Свободы.

Художественный облик башни, который на современном этапе стал новым символом города, не случаен. Он прежде всего строится на понятии контекстуализма, то есть определяется окружающей застройкой и историческими сооружениями, гармонично вписываясь своим образом в древний русский город. Так, она своими пропорциями и трехчастным делением плоскости стены лопатками напоминает башни бывшей крепостной стены Спасского монастыря.

Подобно Знаменской башне, от которой начинается улица Свободы, ее основной объем завершается машикулями – стилизованными бойницами. Красивые многогранные ротонды – бельведеры также много раз цитируются в современной архитектуре Ярославля (например, в здании вокзала, жилых домов А.А. Матвеевой, К.К. Некрасова), образно объединяясь между собой в единую структуру пластических элементов. А завершение шпилем ярусной композиции башни напоминает нам башни Кремля, образ которых так тесно вплетается в новую архитектуру Ярославля, и относит нас не только к истокам греко-римского наследия, но и древней русской архитектуре деревянных церквей.

Площадь Труда в Ярославле
Основной объем башни имеет двухъярусное деление по вертикали. Нижний ярус объединяет четыре этажа и разделен по горизонтали на три части широкими лопатками. Верхний ярус имеет много мелкой пластики, главный ритм его членений составляют раскрепованные сдвоенные пилястры, обрамляющие окна на каждом фасаде, карниз которых помимо различных поясков украшен сухариками. Фриз оформлен чередующимися рельефными рамками и треугольниками, а парапет – комплексом глухих стенок с нишами (в створе со сдвоенными пилястрами) с балюстрадой. Прямоугольная надстройка имеет классическое горизонтальное членение в виде полочки простого очертания, окна ее размещаются в перспективных нишах, которые своим решением напоминают кессонное оформление окон гражданской архитектуры первой половины ХVII века. Восьмигранная ротонда – бельведер, выполненный в пропорциях эпохи Возрождения, оформлен арочными проемами с архивольтами и ограждением из балясин, а на уровне фриза дополнительно устроены круглые проемы, обрамленные наличниками.

Вертикальная башенная композиция завершается шпилем, который разрезан в своем основании зигзагом «столпа-молнии», подобно храмам в Коломенском и в Покровах на Рву. Шпиль, увенчанный звездой, обрамленной своеобразным венком, переплетенным лентой – атрибутом советской символики, ориентирован на площадь, перпендикулярно улице Свободы. Башня – один их наиболее ярких элементов ансамбля площади, является многозначным сооружением, несущим в своей основе как исторические, так и современные образы архитектуры. Она служит важнейшим ориентиром в общем пространственном построении городской панорамы, подчеркивает наравне с другими вертикальными акцентами планировочную структуру города.

Протяженные крылья имеют более простое декоративное решение. Их главные фасады, ориентированные на центральные улицы, имеют четкое трехчастное деление по горизонтали. Центральная (средняя) часть каждой фронтальной композиции подчеркнута аттиком и ритмом шести раскрепованных пилястр (со стороны улицы Свободы) и восьми раскрепованных полуколонн дорического ордера (по улице Победы) на пьедесталах, завершающихся пинаклями – пирамидальными декоративными башенками, которые «поддерживают» своей формой главный композиционный акцент здания – шпиль. Пинаклями завершаются и пилястры главного входа в башню со стороны улицы Победы, органично вписываясь в общий характер пластической композиции здания.

Гладкая протяженная поверхность боковых корпусов равномерно оштукатурена и разделена двумя поясами-карнизами также на три части по вертикали. Нижний промежуточный пояс-карниз устроен на уровне низа окон второго этажа, а верхний – на уровне перекрытия третьего этажа и вместе с завершающим карнизом подчеркивает строгую горизонталь фриза здания. Отдельные и сдвоенные окна второго этажа, формируя определенный ритм пластической структуры здания, оформлены эдикулами сложной рельефной пластики со стилизованными капителями, в основе рисунка которых лежит растительный орнамент. Элементы растительного орнамента и советской символики также повторяются на фризе и подоконных нишах элемента-вставки с арочным проездом между башенным объемом и существующим корпусом по улице Свободы.

Площадь Труда
На современном этапе ритмопластическая структура удачно выявлена цветом и акцентирует все «узловые моменты» архитектурного решения. Планировочная структура претерпела значительные изменения в связи с приспособлением здания на современном этапе под различные функции, что неизбежно отразилось и на его внешнем виде, где появились многочисленные разнохарактерные козырьки, рекламные щиты, окна растесаны в дверные проемы. Но даже эти искажения не уменьшают общего впечатления от здания, являющегося одним из современных символов Ярославля.

При всех своих архитектурных и градостроительных достоинствах именно в таких зданиях с высотными башенными композициями проявились в наибольшей степени противоречивые тенденции творческой направленности советского зодчества послевоенного десятилетия. Нарочитая помпезность и декоративность композиций сочетается в них с недооценкой вопросов функциональной и экономической целесообразности. Например, площадь, занимаемая конструкциями и архитектурным декором в виде пилонов, всевозможных раскреповок, других пластических элементов достигает значительного процента от общей полезной площади помещений, увеличивается стоимость строительства. Поэтому удивительно, что в процессе строительства, которое пришлось на переломный период развития архитектуры, проект не претерпел изменений, и здание было достроено в том виде, в котором оно задумывалось.

По-видимому, авторитет московских архитекторов Н.Д. Панченко и М. Шпотова сыграл не последнюю роль в этом решении, и здание Вознесенских казарм на современном этапе представляет особую ценность, являясь ярким образцом «сталинского ампира» или «советской неоклассики» 1930-1950-х годов.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.