17 Feb 11:10 avatar

Завод 50. Мост - дублер

Прошло более шестидесяти лет после победного мая 1945 года, и кажется, история войны достаточно хорошо изучена, в том числе и на местном, региональном уровне. Но, как показывает практика, здесь еще остается немало тайн, загадок, просто неизвестных страниц. Одной из них является проектирование и строительство железнодорожного моста-дублера через Волгу в районе Ярославля на случай выхода из строя основного однопутного моста, построенного еще в 1913 году.

Само строительство было окутано высшей степенью секретности, а его невольные свидетели были обязаны строго-настрого соблюдать военную тайну, за разглашение которой следовало суровое наказание. Поэтому столь долгое время эти данные и оставались малоизвестным фактом истории прошедшей войны. В связи с этим необходимо обратиться к истории предприятия, на базе которого и происходило строительство этого моста, известного у ярославцев как Завод 50.

Мост-дублер
Своему рождению завод обязан был реализации планов «сталинской индустриализации». Еще в годы первой пятилетки Наркомат путей сообщения (НКПС) принял решение о создании крупного по тому времени мостового предприятия — Центральной базы НКПС. В это время планировалось восстановление и начало реконструкции железных дорог Урала, Донбасса, Кузбасса, а также новое строительство в восточных и северных районах страны железнодорожных магистралей.
База была призвана изготовлять специальное оборудование и металлоконструкции для строительства и реконструкции мостов. Для реализации этого проекта руководство Северной железной дороги получило большой земельный участок близ ст. Филино в двух километрах от Волги.

Первыми строились бараки для рабочих, располагавшиеся около бывшего филинского песчаного карьера. Сначала здесь не было даже подъездной дороги. Строители (из Ярославля их доставляли поездом, из Заволжья — шли пешком) к назначенному месту пробирались по узкой тропинке, через непролазный чапыжник, мимо мощных сосен. Руководство строительством мостовой базы НКПС доверили молодому инженеру Платову Б.П.

Мост-дублер
За годы первой пятилетки на территории бывшего глухого леса закончилось возведение зданий и сооружений специального назначения, началось строительство первых деревянных жилых домов (вместо бараков). Построенные в короткие сроки первые два небольших цеха, несмотря на более чем скромное оборудование, выпускали в год свыше тысячи тонн металлоконструкций. Впоследствии здесь впервые в СССР начали изготавливать специальную оснастку и приспособления для проведения работ по сборке и испытанию мостовых конструкций в полигонных условиях.

Накануне войны, в 1938 году, произошло дальнейшее углубление специализации предприятия — изготовление комплектных мостовых конструкций, а затем — стационарных платформ для обустройства погрузочно-разгрузочных площадок на железных дорогах страны (именно они были наиболее востребованы в годы войны). 9 мая 1941 года приказом НКПС филинская Центральная база была переименована в Завод 50.

Ферма моста-дублера
22 июня враг напал на нашу землю. В этих условиях значительно возросла угроза налетов на Ярославль фашистской авиации. Возникли трудности и пропуска непрерывного потока грузов на фронт, и движущегося на восток эвакуированного населения, и имущества предприятий по однопутному мосту через Волгу. Все это вызывало настоятельную необходимость сооружения моста-дублера. Решено было строить его у поселка Павловское — выше по течению Волги.

В это время завод обладал уже опытными инженерно-конструкторскими кадрами. В начале войны сюда прибыли специалисты с расформированных мостопоездов, строивших перед войной мосты в западных районах страны. Таким образом, создался мощный «мозговой центр».

Активно участвовал в проектировании и строительстве моста инженер Ф. Е. Козлянский (в то время начальник производственно-технического отдела, будущий директор завода). Были спроектированы и изготовлены нетиповые, разных конструктивных решений пролетные строения. В частности, самые ответственные опоры под пролетные строения длиной 109,2 м (для прохода судов), весом более 600 тонн судоходного моста-дублера были выполнены по проекту Ф. Е. Козлянского.

В цехах завода срочно изготовили более десятка малых пролетных строений разной длины, клепаные элементы опорных раскосов судоходного пролетного строения длиной более 109 м. Кстати, большую часть работ, в том числе наиболее ответственных, инженеры и рабочие завода были вынуждены в сверхкратчайшие сроки выполнять самостоятельно, так как планировавшиеся к прибытию из эвакуации оборудование и комплектующие опоздали. В сжатые сроки временный мост-дублер был сооружен силами строителей Мостотреста и железнодорожного мостового полка, дислоцированных в Ярославле. Он был испытан и обкатан поездными нагрузками на обходном железнодорожном пути и всю войну являлся резервным сооружением на случай разрушения постоянного моста через Волгу в Ярославле.

Мост-дублер
В 2000 году на конференции военных историков в ЯГПУ впервые были сообщены данные о мосте-дублере, который использовался в годы войны.

Строителям моста приходилось работать в чрезвычайно тяжелых условиях, под налетами вражеской авиации. Осенняя непогода, грязь, дожди, бездорожье задерживали подвоз строительных материалов и продовольствия. Вскоре начались сильные морозы, снежные заносы затрудняли работы, сложно было справляться с глубоко промерзшей землей. Среди строителей моста развернулось настоящее соревнование за ускоренные сроки его введения в строй.

Массовый трудовой героизм ярославцев в это время отразил в своих стихах местный поэт Н. Хаунен:
Город любимый, ты в сердце моем,
Каждая улица, каждый дом.
Древний, ты значим своей красотой,
Мы породнились с детства с тобой,
Мы поклялись тебе, город родной,
Встать за тебя неприступной стеной,
Чтоб до последнего бились с врагом
Каждая улица, каждый дом.
В город любимый врагу не пройти
Строим преграды ему на пути.
Гибелью будет врага встречать
Подступов к городу каждая пядь.
Нам не страшны ни мороз, ни метель,
Встала пред нами священная цель
Мы отстоим и в боях, и трудом
Каждую улицу, каждый дом.


Н. С. Патоличев, первый секретарь обкома ВКП (б), в своей книге «Испытание на зрелость» отмечал, что особую опасность представляли налеты вражеской авиации. В первые месяцы войны не проходило ни одного дня и ночи без воздушной тревоги. Только в октябре 1941 года было совершено около 100 налетов немецких самолетов, групповых и одиночных, в результате чего погибли 327 человек, 552 — получили ранения, было разбито 15 жилых домов, 4 вокзала, 175 вагонов. Наиболее усиленным бомбардировкам подвергались промышленные зоны и железная дорога, которая являлась главным объектом налетов авиации. За годы войны на нее было совершено 240 налетов, разрушено 3 паровозных депо, 69 станций, вокзалов и других служебно-технических зданий, 15,5 км пути, два моста, 31 паровоз, 12 пунктов водоснабжения, 1252 вагона. Противовоздушной обороной города было сбито 27 самолетов врага. Небо над Ярославлем было хорошо защищено: активно действовали войска ПВО, летчики, которые с особой стойкостью защищали город. Ярославцы стали свидетелями двух таранов вражеских самолетов советскими летчиками Г. А. Троицким и Ахмед-хан-Султана, которым за этот подвиг было присвоено звание Героя Советского Союза.

Уникальные разработки Завода 50 широко использовались в годы Великой Отечественной войны. Именно они дали возможность специализированным проектным организациям запроектировать новые типы многорешетчатых пролетных строений, которые начали выпускаться заводом и другими предприятиями металлоконструкций. С 1943 года они в массовом количестве использовались для временного восстановления почти всех разрушенных мостов в период победного выступления нашей армии. Заводские монтажники оказывали непосредственную помощь фронтовым мостостроителям.

Ярославское изобретение — «продольная накатка форм с последующим опусканием ферм на опоры паровыми кранами» — с успехом использовалось при восстановлении разрушенных мостов через р. Онегу и ст. Вонгуда Кировской железной дороги, р. Оку у города Белеева, р. Угру у ст. Тихонова Пустынь Московско-Киевской железной дороги, р. Оку у города Алексин и через Москву-реку у города Яхрома и т. д.

Коллектив Завода 50 в годы войны изготовлял металлические фермы железнодорожных мостов. За это время было выпущено 12506 разборных мостов малых и средних пролетов, отправлено на фронт 4757 вагонов различных конструкций мостовых ферм, 28032 погонных метра мостов. Из ферм и комплектующих, произведенных Заводом 50, были восстановлены железнодорожные мосты через Дон, Северный Донец, Сож, Западную Двину у Риги, пять мостов через Днепр (возле Смоленска, под Киевом, у Черкасс, Кременчуга, Могилева) и др. Заводом было подготовлено большое количество спецформирований для НКПС и железнодорожных частей Красной Армии.
Вскоре после войны мост-дублер разобрали, а его пролеты и опоры использовали для реконструкции и строительства новых мостов.

Так в годы войны ярославцы проявили свою смекалку, находчивость, гибкость ума, трудолюбие, которые были характерны для них на протяжении многих веков.

Автор статьи: Николай Владимирович Дутов

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.