4 Apr 10:49 avatar

История мостов Ярославля

Американский мост через КоторосльОткрытка «Американский» мост через Которосль.

Ярославль был основан на Стрелке при впадении реки Которосли в Волгу. Кроме того, существовал рукав (пролив) Которосли в Волгу. Поэтому первый постоянный деревянный мост был сооружен над этим проливом. Он соединял Рубленый город (Стрелку) с тогдашним загородьем (современная территория за стадионом «Юный спартаковец и теннисными кортами) и служил для сообщения жителей форпоста с окружающей территорией.

Со временем рукав превратился в овраг, а сам мост был заменен насыпной дамбой из Земляного города в Рубленый. И получилось, по мнению дореволюционных авторов, как бы два оврага – в сторону Которосли – Медвежий, в сторону Волги – Волчий.

Вид на берег КоторослиВид на берег Которосли у Богоявленской площади в Ярославле.

Наиболее активно застраивалась и осваивалась Которосльная часть Ярославля, до Спасского монастыря и т.д. Это было связано в т.ч. и с тем, что к Ярославлю вела дорога из княжеского центра – Ростова, а затем из столицы государства – Москвы. Уже тогда через Которосль существовала наплавная (на барках – подобие современной понтонной переправы) переправа, упиравшаяся в берег у современной церкви Спаса-на-городу. Хотя местные жители, особенно те, кто пас свою скотину на мысу, который был образован Которослью, переходили реку вброд, так как в летнее время уровень воды здесь был невысок и едва достигал щиколотки.

В связи с изменением градостроительной ситуации, дорога в XVI–начале XVII веках стала упираться в берег напротив церкви Михаила Архангела и подходила к тогда еще проездной Михайловской башне укреплений Земляного города. Мост по-прежнему оставался наплавным. С середины XVII века дорога из Москвы приобрела современное направление, к западной части Спасского монастыря, и мост переместился туда же.

Которосльная набережная у МукомольногоКоторосльная набережная у Мукомольного.

Существование подобной переправы доставляло жителям массу неудобств тем, что его в период навигации необходимо было регулярно растаскивать, а в сильные наводнения, при которых уровень воды в Которосли поднимался настолько, что подтапливал даже подошву Туговой горы (и это вплоть до 1940-х годов – времени строительства системы водохранилищ на Волге), мост разбирали — и город оставался отрезанным от основной дороги на Москву.

В 1821 году к губернатору А. Н. Безобразову обратился богатый ярославский купец П. И. Оловянишников с предложением построить стационарный мост через Которосль. Разрешение было дано, и вскоре в этом же году был сооружен высокий деревянный мост на сваях. Длина его была около километра, 480 саженей. Несмотря на очевидное улучшение сообщения с Закоторосльной частью, мост этот испытывал серьезные нагрузки во время ледоходов, а также наводнений.

Насыпана дамбаНасыпана дамба на Которосли.

По инициативе губернатора К. М. Полторацкого вслед за благоустройством набережной Волги началось обустройство и Которосльной части города в мае 1831 г. Побывавший в Ярославле в середине ноября 1831 года Государь Император Николай I одобрил результаты работ по обустройству Волжской набережной и, познакомившись с ходом работ по укреплению берега Которосли, поддержал начинания губернатора и пожаловал 70000 руб. на укрепление берегов у Ярославля.

Каменная арка дамбыКаменная арка дамбы.

Каменная арка дамбы в наше времяКаменная арка дамбы в наше время.

Работы активизировались: в 1831-33 гг. была насыпана дамба длиной 1200 м и шириной 13 м, в которой в 1833 году крестьянин Орлов сделал каменную арку диаметром 12 метров (находилась в начале дамбы, в настоящее время засыпана). Дамба была укреплена по бокам крупным камнем, а сверху дерном. Дамбу и ярославский берег Которосли соединил деревянный мост, который был заменен в 1853 году на новый, деревянный.

Американский мост через реку Которосль«Американский» мост через реку Которосль.

В 1873 году на его месте был построен новый мост, но уже металлический, по распространенному в то время американскому проекту однопролетного моста. За это он и получил свое наименование у населения «американский». Он опирался на две береговые опоры. В 1900 году, в связи с введением трамвайного сообщения в Ярославле, по мосту был проложен однопутный путь (существовал вплоть до 1938–39 гг. когда были проложены 2 пути).

Американский мост«Американский» мост через Которосль в Ярославле.

Это в значительной степени улучшило сообщение центральной части Ярославля и волжских пристаней с Московским вокзалом. В это время пассажиры, следовавшие далее до Вологды, а потом и до Архангельска, вынуждены были добираться до центра или Волжской пристани пешком или брать извозчика.

Вид "американского" моста со звонницыВид «Американского» моста со звонницы Спасо-Преображенского монастыря.

Два моста через КоторосльДва моста через реку Которосль.

В 1960 году начались работы по расширению дамбы и подготовка к замене старого, простоявшего почти 100 лет «американского» моста, на новый, железобетонный. Он был торжественно открыт в 1962 году, значительно улучшив сообщение между центральной и закоторосльной частями Ярославля.

Автомобильный мост через КоторосльАвтомобильный мост через Которосль.

На нем по-прежнему сохранялось трамвайное и автомобильное движение. Позднее, в конце 1960–70-х гг., трамвайные пути были сняты в центре Ярославля и на этом мосту, расширив тем самым его проезжую часть.

Толбухинский мостМост на проспекте Толбухина.

Далее вверх по Которосли находится так называемый «толбухинский» мост, который соединил в 1975 году пр-т Толбухина с ул. Карабулина в закоторосльной части. Уже тогда планировалось, что этот мост будет началом «карабулинской» развязки с выходом на Московский вокзал, но до сих пор этот проект не осуществлен, хотя надобность в нем растет с каждым годом. Правда, в соответствии с планом подготовки празднования 1000-летия Ярославля этот проект все же будет завершен.

Толбухинский мостТолбухинский мост, 70-е годы. На заднем плане церковь Иоанна Предтечи.

По некоторым данным, на этом месте с незапамятных времен также существовал наплавной мост близ церкви Иоанна Предтечи, который, в свою очередь, был сооружен на месте плотины, поставленной еще в конце XVII–начале XVIII веков.

ж/д мост через КоторосльЖелезнодорожный мост через Которосль.

Недалеко от него находится ж/д мост через Которосль, который был построен еще в 1870-е гг. Именно в это время Ярославль был соединен с Москвой железной дорогой и появился московский вокзал. Сразу же встал вопрос по продолжению железной дороги до Вологды, а потом и до Архангельска. Строился этот мост во времена правления губернатора И. С. Унковского, о котором говорили, что он был «замечательно искренен и предельно честен» и за глаза называли ярославским Робеспьером. Именно он, управлявший губернией с 1861, года очень много сделал для ж/д строительства и уехал 3-го апреля 1877 года по новому ж/д мосту через Которосль к очередному месту назначения. В начале XXI века были заменены фермы моста.

Автодорожный мостАвтодорожный мост через Которосль в районе Комсомольской площади.

Выше по течению находится еще один автодорожный мост, который соединил центр Красного Перекопа – Комсомольскую площадь с «городом».

Автомобильный мост через КоторосльАвтомобильный мост через Которосль, на заднем плане дома на «Городском валу».

Он начал строиться еще в середине 1950-х гг., когда стало ясно, что единственный мост через Которосль — «американский» — уже не может справиться с нагрузкой (автомобильное и трамвайное движение, пешеходы). В 1962 году он был пущен в строй и сейчас успешно выполняет свои функции.

Мост БетошкаМост «Бетошка» Ярославской Большой мануфактуры.

В конце XIX–начале XX-го века для собственных нужд Ярославской Большой мануфактуры (ныне Красный Перекоп) ее владельцы – Корзинкины – построили рабочую ветку ж/д, соединившую фабрику со станцией «Всполье». Этот мост получил название у местного населения «бетошка», т.к. при его строительстве активно использовался бетон – новый для того времени материал, с применением которого (фундаменты) возводилась и «новая фабрика» — новые корпуса ЯБМ. За этим мостом находился еще один – «плотина». Дело в том, что этот район начал активно осваиваться промышленностью еще в XVII веке, когда был построен «замшевый завод». Для его нужд была построена плотина с судоходным каналом еще в 1669 году. Впоследствии она служила для кирпичного завода Затрапезновых. Именно они и заложили на этом месте в 1722 году по указу Петра I одну из самых крупных мануфактур того времени. В 1770-х гг. по указу императрицы Екатерины I плотина стала иметь шлюзы, которые строил уже новый владелец ЯБМ – С. Яковлев (Собакин).

Мост БетошкаЖелезнодорожный мост через Которосль в районе фабрики «Красный Перекоп».

С этой плотиной связана почти вся дореволюционная история Красного Перекопа. В теплое время года с нее ныряли в Которосль – ребятишки и взрослые, а в холодное – только взрослые. Дело было в том, что после выходных и праздников (а их в дореволюционной России насчитывалось свыше 100 в году) рабочие ЯБМ для поднятия тонуса сигали вниз с плотины в чем мать родила, чтобы достать из воды опущенную туда на веревке бутылку водки. Долгое время потом это служило причиной шуток и издевательств над ныряльщиками, среди которых были и те, кто впоследствии уже в советское время стал руководить этой фабрикой…

Долгое время сообщение через Волгу осуществлялось только паромной переправой. Даже когда была проведена железная дорога от Москвы до Вологды и Архангельска, пассажиры и грузы «своим ходом» переправлялись через Волгу и там уже, в Тверицах, с Вологодского вокзала (существовал до первой половины XX-го века), по узкоколейке и однопутке добирались до места назначения.

Железнодорожный мост через ВолгуЖелезнодорожный мост через Волгу.

В конце XIX–начале XX-го веков в связи с подготовкой к войне перед русским правительством остро стал вопрос о бесперебойном снабжении севера страны всем необходимым, в том числе доставки войск и грузов. Мечтали об улучшении переправы через Волгу и ярославцы, которые надеялись, что мост будет комбинированным, т.е. для проезда поездов, экипажей и пешеходов. Но в Министерстве путей сообщения приняли иное решение: мост решили строить только как железнодорожный, однопутный, но с возможностью прохода по нему. Для этого внутри пролетов были устроены по обеим сторонам пути тротуары. С большими трудностями, прежде всего из-за новизны дела, мост был построен и открыт в год трехсотлетнего юбилея правления Дома Романовых – 1913 году. В 1972 году он был расширен до двухпутного, а осенью 2005 года была завершена его полная реконструкция и старые фермы образца 1913 года были заменены на новые.

Железнодорожный мост через ВолгуСтарые фермы моста исправно служили до начала XXI века.

Несмотря на строительство в 1913 году ж/д моста, перевалка местных грузов, а также пассажиров по-прежнему отдавалась на откуп владельцев местных паромных переправ. Кроме того, в советский период был запрещен проход по мосту.

Октябрьский автомобильный мост через ВолгуОктябрьский автомобильный мост через Волгу.

Только в 1966 году на месте снесенных в 1930-е гг. храмов церкви Петра и Павла был построен Октябрьский автомобильный мост через Волгу. Для того времени это было крупным успехом мостостроителей: конструкция моста, его мощные пролеты, были склеены из отдельных бетонных блоков. Долгое время этот мост оставался единственным на всю верхнюю Волгу.

Юбилейный автомобильный мост через ВолгуЮбилейный автомобильный мост через Волгу в Ярославле.

В настоящее время завершилось строительство нового автомобильного моста через Волгу, который призван существенно разгрузить от транспорта центральную часть города. Построен он близ места, где в 1941 году героическими усилиями рабочих и талантом инженеров-конструкторов был сооружен уникальный деревянный ж/д мост – дублер, многие конструкторские разработки которого до сих пор признаются «ноу-хау» ярославских конструкторов. Он был сооружен на случай повреждения вражеской авиацией существующего ж/д моста.

Фотографии ярославских мостов

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.