19 Jan 18:51 avatar

Эволюция архитектуры зданий ярославских банков

Сбербанк в Ярославле
Тема банков, как типологического вида общественных зданий, интересна на современном этапе с той позиции, что не утратила свою актуальность со временем, а привлекает все большее внимание архитекторов. За последнее десятилетие архитектурное проектирование банков стало одной из ведущих тем в строительстве, наряду с такими популярными темами как офисы, торговые дома, жилище и др. При этом именно эти здания формируют сегодня застройку центральных улиц и площадей многих российских городов, органично или наоборот контрастно вписываясь в их структуру.

Сам термин «банк», «банкир» происходит от итальянского слова «banko», означающего «стол», за которым производили свои операции менялы и ростовщики. Если говорить об истоках данного вида зданий, то специальные учреждения возникли еще в XVII веке в Италии, Голландии и Англии, хотя зачатки банковского дела существовали еще в рабовладельческом и феодальном обществе. В России предпринималось ряд попыток создать подобные учреждения в конце XVII, середине ХVIII веков, которые просуществовали непродолжительное время.

Так, правительство впервые создает специальное кредитное учреждение для купечества под названием «Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции» в 1754 году, который прекратил свое существование в 1770 г. В 1786 году был создан Ассигнационный банк. После этого стали стихийно появляться коммерческие банки и подобные им учреждения в ряде городов империи. Значительную роль среди неправительственных учреждений на кредитном рынке в конце ХVIII и первой половине ХIХ веков стали играть крупные банкирские дома. В начале ХХ века русский банковский капитал считался в числе стабильнейших.

Характер солидности и надежности банковского дела архитекторы пытались отразить в специфических образах архитектурных решений, придавая им вид респектабельных зданий, имеющих, как правило, выгодное градостроительное положение. При этом строительство таких зданий было всегда уникальным, так как в структуре крупного города их было не более двух-трех.

Архитектура Ярославля всегда представляла большой интерес с точки зрения ее самобытности и выразительности на протяжении многих веков. Здесь можно увидеть немало построек, выполненных в различных стилях и разного предназначения, а также проследить эволюцию их становления, развития. Не является исключением и архитектура банковских зданий, на примере которой мы попытаемся проанализировать историко-культурные связи между прошлым и настоящим, предопределить тенденции будущего. Появление первого здания банковской конторы в 80-90-е годы XVIII века в Ярославле пришлось на период формирования в нем нового архитектурного стиля – раннего классицизма, в котором еще ощущалось влияние барокко.

Здание бывшей банковской конторы на пл. Челюскинцев, 10
Градостроительное положение, выбранное для строительства здания – большое открытое пространство Плац-парадной площади (пл. Челюскинцев, 10), предопределило масштаб сооружения и высоту в три этажа. Главный фасад оформлен архитектурными деталями и элементами, характерными для этого периода времени: рустованный цоколь, отмеченный широкой полкой, небольшой ризалит в центре в две оси окон, обрамление уступами с одиночными замковыми камнями окон первого этажа и окон второго этажа ризалита, простые ленточные наличники окон верхних этажей, завершение многоуступчатым карнизом. Между окнами второго и третьего этажей выполнены прямоугольные ниши – на боковых частях здания, дополнительные рамки – на ризалите.

В 1790-х годах к банковской конторе пристроено здание Александрийского приюта, где был повторен мотив декора. Таким образом, фронт трехэтажной застройки Плац-парадной площади был удлинен. Первоначальный план здания был четким и разделялся на четыре равновеликих объема внутренними продольной и поперечной стенами. Перекрытие выполнено в виде коробовых сводов с распалубками.

Бывшее здание Государственного банка на улице Трефолева, 9 (архитектор А.А.Никифоров)
Знание исторических корней и лучших примеров архитектуры классического наследия всегда помогало правильно сориентироваться в выборе архитектурного решения банка, придать ему столь необходимое ощущение преуспевания и надежности. Другое уникальное здание Государственного банка (ул. Трефолева, 9) было возведено через сто лет — в конце ХIХ века по проекту архитектора А.А. Никифорова.

Строгое по композиции и декоративному убранству здание выполнено в стиле псевдоренессанса, преобладающего в архитектуре в этот период времени в Петербурге, Москве, Ярославле. Исчерпывающее описание данного памятника архитектуры привел в своем исследовании В.Ф. Маров: «Оба этажа рустованы. Широкий центральный ризалит, возвышающийся над боковыми частями здания, оформлен на втором этаже портиком из шести полуколонн коринфского ордера с гладкими пилонами по бокам. Крупные арочные окна портика обрамлены архивольтами, опирающимися на пилястры малого ордера. Над архивольтами и в верхней части пилонов размещена тонкая лепнина. Венчает портик трехчастный антаблемент с гладким фризом и богатым карнизом, украшенным дентикулами, и глухой парапет на крыше. Главный вход, расположенный в боковой части здания, оформлен миниатюрным портиком из двух дорических полуколонн, поддерживающих легкий антаблемент с триглифами. Здание банка выглядит весьма представительно, хотя несколько суховато в прорисовке деталей». План здания имеет Г-образную коридорную систему с расположением комнат по фронту освещения. Строгая, но между тем и импозантная псевдоренессансная архитектура, создали запоминающийся и выразительный образ банковского здания, являющегося своеобразным градостроительным акцентом застройки исторической части города.

Октябрьская революция 1917 года, белогвардейский мятеж 1918 года внесли свои коррективы в структуру застройки Ярославля, в результате чего возникли новые типологические виды зданий, новые ансамбли, выполненные в стиле советского авангардизма в соответствии с задачами молодого советского государства. Старое прочно ассоциировалось с устаревшим режимом. Приспособление старых сооружений под новые общественные функции сопровождалось рядом неудобств для новой формы использования, при этом и художественная образность не всегда соответствовала внутреннему содержанию. Новый строй требовал создания новых презентативных архитектурных решений общественных зданий, олицетворяющих величественные символы победы социализма и отвечающих современным установкам и программам правительства.

Первое советское здание Государственного банка в Ярославле (1929 г.) на улице Комсомольской, 7
Особый интерес представляет собой первое советское здание Государственного банка в г. Ярославле (Комсомольская, 7). Оно выполнено в нетрадиционном для города стиле в 1920-е годы, в период расцвета конструктивизма, история которого тесно связана с рядом событий, происходивших в то время в стране. В Ярославле в 1918 году во время белогвардейского мятежа сильно пострадал южный корпус ансамбля гостиного двора, выстроенный по проекту П.Я. Панькова в начале ХIХ века. Поэтому было принято решение его разобрать и место в исторической центральной части города, являющееся важным градостроительным узлом, отвести под строительство нового здания банка.

Спасский монастырь, церковь Богоявления, гостиница Пастухова, северный корпус гостиного двора – архитектурные памятники разных эпох и столетий: вот в такое окружение должно было органично вписано и в тоже время противопоставлено им современное здание банка, олицетворявшее новое время, новые формы государственного управления. Здание Госбанка было построено в 1929 году архитектором И.И. Князевым, имеющим опыт по реставрации и консервации памятников архитектуры в Ярославле, при участии Г.П. Гольца, влияние которого очень сильно отразилось на архитектурном решении сооружения. Это становится очевидным, когда видишь другое, не менее значимое творение И.И. Князева, выстроенное в 1934 году в Ярославле, представляющее собой яркий пример рафинированного конструктивизма – клуб «Гигант» (звуковой кинотеатр), символизирующий новую архитектуру и ее принципы. Г. Гольца, одного из первых выпускников ВХУТЕМАСа, всегда привлекала чистота и ясность классики. Его увлечение классикой стало еще более осознанным под большим впечатлением от архитектуры Ренессанса после посещения Италии в 1924-1925 гг. После обучения и работы в мастерской Жолтовского Г. Гольц окончательно переходит на позиции «неоренессансной школы», выступает как убежденный неоклассик, что и нашло отражение в образе и архитектурной стилистике здания банка в Ярославле.

Большое влияние на художественную образность нового советского банка также оказало и строительство Госбанка в Москве (Неглинная, 12), спроектированного И. Жолтовским при участии Г. Гольца, С. Кожина, М. Парусникова. Выполненный в традиционалистском духе проект выбран заказчиком в результате закрытого конкурса, проведенного в 1927 г., что уже стало закономерностью для строительства в центре Москвы. Это было четвертое здание в подобном стиле после Телеграфа И. Рерберга, Дома «Динамо» И. Фомина, Библиотеки им. В.И.Ленина В. Щуко, В. Гельфрейха. Построенное здание Госбанка является великолепным образцом неоклассики, композиция фасадов которого следует образцам ренессансных дворцов (типа Кончелярия), подчиняясь ренессансной трактовке ордера. Образ этого здания прочно ассоциируется с монументальностью, надежностью, респектабельностью и вечностью.

Административно-ведомственная система, являясь заказчиком и выказывая этим выбором определенные пристрастия и вкусы, уже в конце 1920-х годов не реагировала на протесты сторонников новаторских течений, осуществляя свои планы. Позднее в 1933 году Первый Секретарь МК КПСС Л. Каганович прямо поставит задачу перед руководителями мастерских Моссовета ориентироваться в формообразовании на классику и прежде всего на Ренессанс. Провинция всегда равнялась на столицу, ее моду, поэтому видимо неслучайно и участие Г. Гольца в создании нового проекта и выбранный художественный образ здания в центральной части г. Ярославля – в стиле неоренессанса.

Следуя формам Итальянского Возрождения при проектировании монументального общественного здания (что являлось основой учения И. Жолтовского), авторы остановились на варианте достаточно аскетичной формы рустованно-арочной архитектуры, которую первоначально выбрал для варианта проекта Госбанка в Москве «мастер» и от которой позднее отказался. Отталкиваясь от чистых геометрических форм, используя элементы современного облика сооружения — крупные прямоугольные остекленные проемы, одновременно трактуя фасад как самостоятельный архитектурный элемент сооружения, «тему стены», И.И. Князев и Г.П. Гольц удачно нашли соотношение неоренессансных и конструктивистских формально-эстетических поисков при проектировании здания. Тяжелая рустованная стена с далеко отстоящими друг от друга окнами, которую часто использовали в своих работах флорентийские мастера Кватрогенто и позднее повторенную Палладио в палаццо Тьене (Виченца, 1550 г.), является ведущей темой здания. Высокие окна четкого прямоугольного очертания и дополнительные маленькие квадратные окна второго света — элементы новаторской архитектуры, но выстроенные в метрический ряд в соответствии с композицией итальянского палаццо, органично увязаны с общим композиционным решением главного фасада за счет арочного обрамления в виде неглубоких ниш. Брутальное обрамление входа в виде четырехарочного портика является своеобразным и интересным элементом в композиции главного фасада. Мастера Возрождения дополняли такой портик ордерным вторым ярусом, получая своеобразный портик-лоджию.
В рассматриваемом здании портик используется как балконное основание, являясь единственным объемным элементом прямоугольного очертания, выступающим из плоскости фасада. При этом он сильно смещен относительно центра здания влево (аналогичный прием, как в здании банка А.А.Никифорова), его ось симметрии находится в створе с линией перепада высот главного фасада здания. Южный фасад, выходящий на Богоявленскую площадь, также имеет перепад высот между объемами здания, плавно понижаясь к улице Первомайской, таким образом, корректно вписываясь в общий контекст ее мелкомасштабной невысокой застройки. Окна его отличаются меньшими геометрическими размерами по сравнению с главным фасадом, а на втором этаже приобретают полуциркульное завершение

. В целом для здания характерен лаконизм форм и средств, почти гладкие плоскости стен, имеющие небольшую глубину рельефа. Завершается здание небольшим карнизом простого очертания и скатной кровлей из стальных листов. Основным декором являются арочные мотивы и свойственная советской архитектуре того времени деталь на углу здания в виде барельефа атрибутов власти – «серпа и молота на фоне знамени». Конструктивная схема здания представляет собой неполный каркас с наружными несущими стенами и внутренними колоннами и столбами, перекрытия монолитные, железобетонные ребристые. В здании хорошо продумана функциональная структура помещений, в основе которой лежит гибкое использование пространства. Большой зал второго этажа для обслуживания клиентов имеет высокое двухсветное пространство, которое придает ощущение парадности и большого количества света и воздуха. Ребристые плиты создают эффект кессонированного потолка, вписываясь в общий художественный образ здания.

На современном этапе здание Главного Управления Центрального Банка РФ по Ярославской области является своеобразным символом архитектуры банков – строгим, представительным и надежным, какой должна быть кредитно-денежная система огромной страны.

Конец ХХ столетия ознаменовался резким подъемом интереса к проектированию банковских зданий вследствие изменения экономической политики страны и появления большого количества коммерческих банков, являющихся главными заказчиками и «виновниками» «строительного бума» данных сооружений. Перед архитекторами встала довольно сложная задача найти своеобразный, современный «архитектурный имидж» здания, органично вписывающийся в окружающую застройку, отвечающий своему функциональному назначению, а также требованиям заказчиков о создании оригинальной «архитектурной визитной карточки» своей фирмы. За последнее десятилетие в Ярославле появилось много банковских зданий, в основном в исторической части города, общую стилистическую направленность которых можно охарактеризовать как постмодернизм во всех его проявлениях от контекстуализма, эклектики до переработки классического наследия.

Здание на ул. Пятницкой, 6
Характерным примером может служить одна из последних построек «Агропромбанк» по улице Пятницкой, 6. Здание было спроектировано в 1993-1994 годах архитектором А.М.Глебовым, при участии архитектора И.В.Колпазановой, построено в 1995-1997 годах в исторической части города Ярославля – охранной зоне памятника архитектуры ХVIII века церкви Параскевы Пятницы. Объемно-пространственная композиция банка определена его угловым размещением. На первый взгляд здание напоминает средневековый замок с двумя объемами разнохарактерных башен, акцентирующих два главных входа. Образы европейской архитектуры (стилизованный романский эркер, башни) тесно переплетаются здесь с деталями русского модерна (наличники окон на фасаде по ул. Пятницкой, оформление простенков на фасаде по ул. Фурманова) и с элементами классики и неоклассики (сложные карнизы, фронтоны боковых фасадов, четкий ритм пилястр).

Архитектура здания решена в контексте с окружающей застройкой и является своеобразным бриколлажем – монтажом процитированных фрагментов и мотивов окружающих зданий. С одной стороны, здесь соблюдены все три основные правила контекстуализма – модуль, масштаб и ритм, с другой – ясно видны заимствованные детали, являющиеся буквально зеркальным отражением элементов среды. Так, фасад по ул. Пятницкой становится как бы продолжением деревянного одноэтажного домика с мезонином в стиле модерн. Форма завершения квадратной башни, акцентирующей вход, повторяет форму и пропорции данного мезонина. То же можно сказать и об обрамлении окна башни. Деталировка цилиндрической башни, пропорции окон, ритм пилястр перекликаются с оформлением главного фасада Ярославского завода «Красный Маяк».

Вообще особенностью здания является то, что какой бы мы не рассматривали фасад, всегда видим перед собой «источник цитат» — архитектурных элементов. При этом первым источником заимствования, стилистической основой, на которую наслаиваются другие детали, является архитектура жилых домов, в непосредственной близости от объекта, построенных в стиле «сталинского неоклассицизма». Композиция фасадов не симметричная, главный фасад по ул. Пятницкой условно можно разделить на две части: гладкую, спокойную и динамичную, увенчанную башней. В целом он представляет собой нагромождение элементов, вырастающих один из другого. Главными композиционными элементами здания по ул. Фурманова являются два цилиндрических объема эркера и угловой башни на фоне четкого прямоугольника фасада (прием более характерный для эпохи конструктивизма – работы И. Голосова, А. Щусева и др.). Динамика достигается нарастанием завершающих элементов: арки мансардного окна, эркера, угловой башни. Боковые фасады представляют собой статичные композиции, завершенные классическими фронтонами. В целом, здание эклектично, как эклектично само понятие коллажа и бриколлажа.

Здание «Сбербанка» на проспекте Октября, 8 (архитектор В.П.Степанов)
Другим примером современной архитектуры банков является здание «Сбербанка» на проспекте Октября, 8, спроектированного архитектором В.П. Степановым и построенного в 1994 году, признанного лучшей постройкой года в г. Ярославле. Банк достаточно тактично и органично был вписан в окружающую среду, своим масштабом, силуэтом, пластической разработкой фасадов не нарушая ткань исторического города. Здесь нет конкретных «цитат», но учтены модуль, масштаб и ритм окружающей застройки. Постмодернистская переработка и переосмысление классического наследия предопределили простую компактную симметричную форму плана (за исключением немногих элементов), с маленьким внутренним полуоткрытым двориком в сторону проспекта. Главный фасад, выходящий на проспект Октября тоже практически симметричный (если не считать полуцилиндрического объема), что характерно для классических решений фасадов.

Он состоит из трех частей: центральной трехэтажной и двух боковых двухэтажных — фланкирующих вход в банк, который, в свою очередь, расположен по главной оси здания. При этом, каждая из данных частей имеет свою ось симметрии, подчеркнутую расположением оконных проемов. Ступенчатый рисунок окон, состоящих из небольших четких квадратов, срезанные углы второго этажа боковых объемов, козырек входа, поддерживаемый в центре прямоугольной колонной – являются характерными приемами для постмодернизма. В тоже время рустовка стен, треугольный и полуциркульный абрисы неглубоких ниш на стилизованных ступенчатых фронтонах, трехчастное деление окон – являются элементами, заимствованными из классики. Цветовое решение выполнено в светлых пастельных тонах, что также не нарушает колорит улицы и придает характер сдержанности и строгости зданию.

Одним из первых банковских зданий, построенных в начале реформаторского периода развития нашей страны в 1993 году, является здание «Соцбанка» на улице Победы,14. Главный архитектор проекта – Р.Б. Юсупов. Данное сооружение, наверное, можно причислить к «классическому постмодернизму». Необычная форма здания напоминает с одной стороны пилу, с другой – нос атлантического лайнера, с ярко выраженной рельефом и цветом ватерлинией. Метрический ряд выступов одного фасада незаметно перетекает в другой. Деление главного фасада по ул. Победы на три части является своеобразным символом постепенного перехода, «подъема» от далекого прошлого, символически трактованного колоннами, напоминающими дорический ордер без баз и декоративными решетками ограждения лестницы, к настоящему и будущему, выраженному через активную пластику четких геометрических форм (в конструктивистском стиле) на уровне второго-третьего этажей, авангардные детали (окна, козырьки) на четвертом завершающем этаже здания.

Терракотово-серое цветовое решение здание усиливает это впечатление, одновременно придавая зданию солидный и монументальный образ. Сложное градостроительное положение банка, где наряду с жилой застройкой, зданиями бытового обслуживания, культовым сооружением – мечетью, достаточно обширное пространство занято промышленными комплексами: ликероводочным заводом и табачной фабрикой, выходящими непосредственно на ул. Победы, предопределило его размеры, высоту и характер объемной композиции. Архитектору достаточно трудно было найти тот оптимальный интервал между максимальными и минимальными значениями модуля, ритма и масштаба разностильной, не связанной между собой окружающей застройки, чтобы органично вписать здание в существующую городскую среду.

Здание на ул. Победы, 14
Нельзя сказать, что строительством этого здания были решены все противоречия данной градостроительной ситуации, которая требует комплексной оценки и плана развития территории, но, по крайней мере, была определена оптимальная линия высоты будущих сооружений и улица получила еще один выразительный архитектурный ориентир. Форма здания была спроектирована с учетом очень «зажатого» участка застройки, со стороны внутреннего двора – почти вплотную расположенным зданием прачечной, и со стороны ул. Победы – пешеходным тротуаром, а также требований освещенности кабинетов и желанием получить максимальное количество полезной площади. Оригинальное внутреннее планировочное решение гармонично увязано с формой объема.

Здание банка на ул. Победы, 14
В центре здания расположена зигзагообразная коммуникация, представляющая собой узкий коридор, перетекающий в широкие холлы. Вокруг нее по периметру группируются кабинеты, вспомогательные помещения, лестницы. Кассовый зал, расположенный на первом этаже, является наиболее посещаемой зоной для клиентов, поэтому для удобства обслуживания перед ним спроектирован один из самых больших холлов в здании. В целом, в здании хорошо продуманы схема функционального зонирования, вопросы инсоляции и ориентация помещений в соответствии с их назначением, а само здание представляет собой яркий пример современной архитектуры Ярославля.

За последние годы в городе построено еще много новых оригинальных зданий банков, есть интересные примеры реконструкции старых зданий с приспособлением их под банковскую функцию. Но, пожалуй, последние рассмотренные примеры хорошо отражают основные тенденции современного строительства, присущие и другим сооружениям. Каждая эпоха оставила свой отпечаток в каменной летописи города. В архитектуре наиболее представительных общественных зданий, в том числе банков, архитекторы всегда стремились воплотить то лучшее, что они достигли к текущему времени. Только самые современные, модные стили каждого конкретного времени брались за основу при реализации замыслов проектировщиков, при создании репрезентативного облика данных сооружений. При этом строительство банков всегда тяготело к центральным районам и крупным городским магистралям и, как правило, они становились важной градостроительной доминантой и настоящим украшением города.

Сегодняшний день в архитектуре банков тесно переплетается с днем вчерашним. Историческое окружение и градостроительные особенности Ярославля оставляют неизбежно отпечаток на характере архитектуры зданий. Современные банки, располагаясь в центральной исторической части города, как правило, гармонично вписываются в контекст застройки, не нарушая ее масштаба, ритма и модуля, в то же время отражают последние достижения в области строительства и художественно-вкусовые пристрастия заказчиков и проектировщиков. Как и сто лет назад архитектура Ярославля отличается удивительным разнообразием, и как всегда ярославские архитекторы находятся в поисках «своего» стиля…

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.