2 Feb 17:41 avatar

Архитекторы Ярославля: А. В. Федоров

Архитектор А. В. Федоров
Ярославль — это не только древний город с многочисленными памятниками старины, но и современный крупный промышленный центр, который особенно бурно развивался в советский период. Почти на 80 процентов он был отстроен за 75 лет советской власти, когда и сформировался его новый, современный облик. Несмотря на то, что прошло относительно не так много времени — каких-то 70-80 лет с момента начала глобальных перестроек города, — многие имена архитекторов уже успели забыться или остались неизвестными большинству жителей, не говоря уже об авторстве того или иного «произведения архитектуры». Хотелось бы вспомнить о тех людях, которые посвятили свою жизнь и профессиональную деятельность Ярославлю, строили и создавали наш город на протяжении многих десятилетий, оставили его таким, каким он есть сейчас, нам в наследство.

Творчество выпускников ленинградской архитектурной школы первой половины XX века в Ярославле — их проекты и постройки — составило основу ярославского архитектурного наследия советского периода. Выпускники Петроградского, позже Ленинградского института гражданских инженеров (в последующие годы еще неоднократно переименованного), приезжая в Ярославль после окончания института, посвящали свою творческую жизнь, полученные знания древнему русскому городу. Они внесли большой вклад в формирование его нового облика, проектировали и строили для него. Среди них А. В. Федоров, СВ. Капачинский, К.К. Некрасов, Т.П. Мулик, П.И. Курицын, А. В. Покровский, Е. В. Тильш и многие другие. Наибольший интерес представляет судьба одного из пионеров советского авангарда — Федорова Александра Васильевича.

А. В. Федоров родился в г. Санкт-Петербурге в 1892 году. Его отец работал курьером в МИДе и приложил все усилия к тому, чтобы дать сыну образование. Александр Васильевич в 1908 году закончил обучение в реальном училище, затем продолжил образование в институте Гражданских инженеров. В 1921 году он защитил дипломный проект и получил направление на работу в Ярославль в качестве гражданского инженера. Этот выбор был не случаен, так как, еще будучи студентом, он часто приезжал на родину своего отца — в деревню Ваулово Ярославской губернии, знал и любил архитектуру этого края, много внимания уделял изучению памятников древнего русского зодчества в Ярославле, Ростове, Угличе.

С 1922 по 1924 год А. В. Федоров работает в Губернском Комитете государственных сооружений. Это стало хорошим началом практической деятельности молодого специалиста. В планировочной мастерской при Комгоссоре велись активные работы по созданию проекта перепланировки и расширения города «Новый Ярославль» — первого генерального плана города, авторами которого были архитектор-художник СВ. Домбровский, гражданский инженер А. И. Зазерский, инженер-архитектор Н. А. Бойно-Родзевич. Все это способствовало быстрейшему знакомству с основными проблемами и направлениями восстановления и развития города, с ведущими архитекторами Ярославля, Москвы, Ленинграда и активному включению в процесс творческого преобразования города.

На фоне большого объема работ по восстановлению зданий, разрушенных во время белогвардейского мятежа, была организована реставрационная мастерская, в работе которой Федоров принимал активное участие, продолжая изучать памятники зодчества, совершенствовать свои знания по истории региональной архитектуры. Все это на долгие годы предопределило его бережное отношение к архитектурному наследию Ярославля, глубокие знания специфики ярославской архитектуры. Множество рисунков памятников архитектуры и архитектурных деталей, сделанных в период с 24 мая 1921 по 12 июля 1935 года, дошло до наших дней, показывая его заинтересованность к предмету изучения, характеризуя его как великолепного художника-графика, тонко чувствующего пропорции и масштаб сооружений, самую суть образцов архитектуры.

Начиная с 1925 года А. В. Федоров работает в отделах строительства АСЕА, на Автозаводе и других заводах города. Это очень активный период практической деятельности Александра Васильевича, когда он разработал различные объекты, в числе которых — новые по своей социальной сущности и функциональной программе здания и сооружения: клубы, Народные дома, детсады и школьные здания, дома-комплексы и секционные дома для трудящихся Ярославля. Примечательно, что их стилистика — самая разнообразная, решенная в контексте времени, — от модерна до рафинированного конструктивизма, архитектуры переходного периода — постконструктивизма — до ортодоксальной неоклассики. И все эти периоды можно проследить в творчестве одного человека, который оставил после себя большой пласт наследия: эскизные проектные решения, конкурсные проекты, реализованные здания и сооружения, интерьеры, проекты планировки и застройки отдельных частей города, проекты благоустройства и озеленения Ярославля.

При проведении архивных исследований найдено большое количество ранее неизвестных его проектов построек, которые в настоящее время утрачены или были не реализованы. Удалось установить авторство Федорова для некоторых существующих зданий, ранее безымянных. В личном фонде Федорова хранится небольшая биография архитектора, составленная по словам его жены, где она отмечает, что муж не любил хранить ненужные ему документы и периодически проводил чистку своего архива, уничтожая письма, черновики и записи. Поэтому данный фонд очень небольшой, в основном в нем представлена документация, отражающая его служебную деятельность: удостоверения и справки с места работы и очень небольшое количество проектов и рисунков (видимо, самых дорогих сердцу). Остальные материалы найдены в других фондах советского периода.

Среди неизвестных проектов Федорова выделяется несколько зданий клубов, датируемых 1925 и 1930 годами, которые интересны не только поиском формы, но и тем, как происходило осмысление во времени самой типологической сущности данных объектов. Это — киноклуб-столовая на Первом Государственном Автозаводе им. Зиновьева (1925 г.) — самый первый известный проект клуба в Ярославле, который стал «пионером» в системе данных зданий. Оригинальный и неповторимый архитектурный облик его оставляет ощущение самобытного архитектурного произведения, вписывающего яркую страницу в историю ярославского зодчества. Деревянное одноэтажное здание отличается изысканностью форм и деталей, выполненных в характерном стиле для начала XX века — модерне, где архитектор в максимальной степени смог проявить свою творческую индивидуальность.

Примером большого клубного здания, спроектированного на принципах конструктивизма, четкого функционального зонирования с распределением зон на театральную и клубную части является клуб «Металлист», проект которого был разработан в 1930 году. К сожалению, новаторский проект со сложной планировочной программой, новыми установками в проектировании и новым характером архитектуры не был реализован в действительности. Но поиски новой планировочной структуры, формы сооружения не прошли бесследно, а послужили методическим материалом, основой для проектирования подобного сооружения, построенного в структуре жилого комплекса резиноасбестового комбината.

Ярославль, ул. Маланова, 5
Здание двухэтажной деревянной школы на фабрике «Красный Перекоп» (ул. Маланова, 5), спроектированное в 1925 году под руководством заведующего Техностроем, гражданского инженера А. В. Федорова, является первым примером индивидуальных деревянных школьных зданий в Ярославле. При этом его оригинальное и выразительное решение обусловлено, прежде всего, утилитарными и противопожарными требованиями проектирования среднего учебного заведения. Здание сохранилось до настоящего времени без значительных переделок, но находится в плохом состоянии и используется не по назначению.

Среди множества известных проектов А. В. Федорова выделяется жилой дом на перекрестке улицы Советской и Народного переулка, промежуточные эскизные варианты которого хранятся в личном фонде архитектора. Этот дом (с массой его поисковых эскизов и реализованных двух очередей) как зеркало отражает сложности быстро меняющегося времени в течение одного десятилетия — с 1928 по 1938 годы. Первая очередь строительства — значительный фронт застройки по Народному переулку— выполнена в характерном для этого времени стиле конструктивизма (1930 г.). Вторая очередь строительства — по Советской улице — в течение восьми лет проектировалась с позиций конструктивизма (1928-1929 гг.), постконструктивизма с элементами неоклассики (1934-1935 гг.) и, в конечном итоге, выполнена на основе классических концепций, которые заняли свое доминирующее положение в архитектурной стилистике данного времени (1938 г.). Коринфские полуколонны и пилястры, поставленные на рустованный первый этаж, горизонталь которого активно выделена темным цветом и фактурой «рустованных блоков»; энергично выступающие и западающие элементы антаблемента, раскрепованные богатым карнизом с кронштейнами-модульонами; венчающая балюстрада в чередовании с фрагментарным рельефным парапетом — все это характерные элементы второй части здания.

Еще несколько не менее примечательных зданий было сооружено в 1930-е годы по проекту А. В. Федорова. В их числе дом на Волжской набережной (№ 19/13), выполненный в ярком образном решении и оригинальном стилистическом исполнении — модерне. Другой пример — «дом с аркой» на улице Гражданской (пр. Октября, 28), «триумфальный» образ которого подчеркивается трехэтажной сквозной аркой и большим количеством деталей и элементов.

Ярославль, пр. Октября, 28
Этот пример как нельзя лучше демонстрирует процесс постепенного «врастания» авангардных творческих тенденций в новую социалистическую трактовку неоклассики, который на определенном этапе стал переходить в процесс их «перерастания».

Интересен опыт Федорова как градостроителя. После утверждения нового генерального плана города (Ленгипрогор) под названием «Большой Ярославль», в 1937 году Александр Васильевич переходит на работу в Ярославский городской коммунальный отдел в качестве архитектора и начинает заниматься реальным воплощением идей перспективного развития города. Этому генплану он уделял большое внимание еще в период его разработки — в начале 1930-х годов, выступая со статьями на страницах газеты «Северный рабочий». Он сам является автором некоторых новых градостроительных решений. В1934 им была закончена разработка проекта поселка им. Фрунзе, в 1941 году — генеральной схемы планировки южной части города в районе между Суздальским шоссе и железной дорогой, в 1942 году разработан ряд кварталов индивидуальной застройки на Новых полянках.

Начиная с 1940-х годов Федоров, как опытный эксперт и консультант в области архитектурно-строительных вопросов, являлся непременным участником всех мероприятий, связанных с планированием и благоустройством города. В1944 году была принята концепция развития Ярославля в плане его благоустройства. Первым воплощением этой концепции стал проект под названием «Новая Волжская набережная», который был реализован за 75 дней (с 19 августа по 7 ноября 1944 года). Архитектурно-планировочное решение всей трассы осуществлено А.В. Федоровым совместно с архитекторами СВ. Капачинским, К. К. Некрасовым, Е. В. Тильш. В структуре этого проекта А. В. Федоров выполнил ряд эскизных проектов ключевых элементов благоустройства: спуск на нижнюю террасу сквера Михайловского поля («пятачка»), проект главной аллеи на «Стрелке» и спуск на «Стрелке» с трехуровневой лестницей, смотровыми площадками, группой скульптур, а также красивой беседкой со стройной колоннадой и изящными пропорциями необычной формы, которая придавала торжественность и значимость главному узлу новой набережной.

Угол Советской улицы и Народного переулка
В 1944 году А. В. Федорова выдвинули на должность главного архитектора города Ярославля. Он руководил застройкой и благоустройством города до 1952 года.
А. В. Федоров скончался 24 апреля 1952 года и был похоронен на кладбище на Туговой горе. Памятник на его могиле выполнен по проекту архитектора Козловой, ограда — по проекту архитектора Бобровского.

За 31 год своей трудовой деятельности А. В. Федоров прошел многогранный путь архитектора. Он был инженером, архитектором во всех сферах деятельности — градостроительстве, проектировании зданий и сооружений, интерьеров, ландшафта, архитектором-скульптором. По его проектам было построено около 60 различных объектов.
В годы Великой Отечественной войны за руководство строительством оборонных сооружений был награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За оборону Москвы».

Свою работу он совмещал с педагогической деятельностью в строительном техникуме, который был организован по его инициативе в 1948 году.
После войны по проекту А. В. Федорова оформлены интерьеры здания филармонии, производилось строительство Ярославского планетария (1949), разработана троллейбусная трасса первой очереди (1949), выполнен проект реконструкции Московской улицы и многое другое.

А. В. Федоров всегда принимал участие в конкурсах. Так, за проект памятника героям, погибшим в годы гражданской войны, ему была присуждена вторая премия.
В течение ряда лет А. В. Федоров вел активную общественную работу, избирался депутатом в Ярославский областной и городской совет депутатов трудящихся, возглавлял комиссию по сохранности и реставрации памятников архитектуры.
Творческий энтузиазм и многогранный труд этого талантливого архитектора оставили яркий след в архитектуре Ярославля, и наш долг — сохранить память о нем и его наследии.

Автор статьи: Наталья Сергеевна Сапрыкина

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.