1 Feb 17:33 avatar

Архитекторы Ярославля: С.В. Капачинский

Капачинский Сергей Васильевич
Капачинский Сергей Васильевич родился 12 января 1903 года в г. Перми. Отец его, Василий Петрович Капачинский, был запасным унтер-офицером 8-го саперного батальона военной телеграфной роты и происходил из семьи почетных граждан, мать – Нина Прокопьевна Капачинская. Сережа и его младшие брат и сестра очень рано остались сиротами, отца не стало, когда мальчику было 8 лет, спустя 5 лет умерла мать. Первой школой Сережи стало мужское приходское училище в городе Великий Устюг Вологодской губернии, по окончании которого с 1913 года он обучался в Велико-Устюгской мужской гимназии.

Следующей ступенью стал Северо-Двинский техникум (1918–1923 гг.), строительное отделение технологического факультета, по окончании которого ему была присуждена квалификация техника по гражданскому и дорожному строительству. Это был всего лишь второй выпуск «техникумцев» нового учебного заведения, основанного в 1918 году, и многое приходилось постигать впервые. В основном все выпускники были распределены в местные организации, связанные с транспортом и сельским хозяйством, и только незначительная часть молодых специалистов направлена для завершения специального образования в высшие школы. Среди них был и Сергей Васильевич, выпускная работа которого «Проект городского каменного здания городского театра на 500 человек» выделялась из многих как серьезная проектная работа, представленная в комплексе с расчетами, сметами и пояснительной запиской, отличающимися большой содержательностью и объемом.

Новым шагом на пути к «большому творчеству» стало обучение профессии сначала на архитектурном отделении первого Петроградского Политехнического института, а затем с 1925 года – на архитектурном факультете Ленинградского института гражданских инженеров. В 1930 году он успешно окончил полный курс ЛИГИ, получив квалификацию инженера-архитектора, и был направлен в г. Свердловск. Еще студентом ЛИГИ Сергей Васильевич активно работал в мастерской А.С. Никольского, видного ученого и педагога института, известного Ленинградского архитектора, который привлекал наиболее талантливых учеников для участия в научно-экспериментальном процессе. Там он разрабатывал экспериментальные проекты одноэтажных учебных заведений – школы и Высшего кооперативного института в Москве (совместно с А. Данилюком, Лаз. М. Хидекелем), которые стали новым архитектурным типом учебных заведений, выполненных с учетом новых аспектов освещенности классов, четкого функционального зонирования и зрительной связи с окружающей средой.

Неоднократно за годы учебы в институте Сергей Васильевич принимал участие в союзных конкурсах совместно с другими архитекторами и студентами, занимая при этом призовые места. Так, за проекты типовых школ для БССР авторскому коллективу была присуждена третья премия (1929 г.), а за проект городского моста через р. Оку в Нижнем Новгороде – вторая премия (1930 г.).

Не случаен стал выбор темы его дипломного проекта – символичный итог учебы и работы в инженерно-строительном институте: «Инженерно-строительный институт на 4000 студентов в г. Ленинграде». Эта работа — своеобразное переосмысление всего периода обучения в институте и попытка создания более совершенной структуры и образа учебного заведения, отвечающего новым требованиям времени в деле подготовки будущих строителей и архитекторов.
Трудовая деятельность С.В. Капачинского в Свердловске началась в проектном отделе 5-го Стройтреста, где он в должности инженера-конструктора занимался проектированием, планировкой гражданских и промышленных зданий. Среди них выделяются проект стадиона на 8000 мест в г. Златоустье (1931 г.), проекты клуба в поселке Верхняя Салда и театра на 2500 мест для г. Челябинска (1932 г.). Также неизменно продолжает участвовать в российских архитектурных конкурсах, наиболее значимым из которых был конкурс на проект вокзала станции Новосибирск-1, который проходил в 1931 году. С 1932 года по совместительству он начал работать в должности доцента в Уральском строительном институте, осуществляя руководство архитектурным проектированием студентов.

В декабре 1933 года Сергей Васильевич был приглашен для работы в г. Ярославль, и с этого времени его жизнь и профессиональная деятельность оказалась навсегда связана с нашим городом. С января 1934 года С.В. Капачинский занимал должность архитектора земельно-планировочного сектора Ярославского Горкомхоза и, по совместительству, с сентября 1937 года должность архитектора архитектурных проектно-планировочных мастерских Облкомхоза. В 1935 году, спустя всего лишь три года после создания Союза советских архитекторов, он вступает в его ряды.

В эти годы создается много проектов индивидуальных жилых домов «в духе Жолтовского», которые были построены на Советской улице, проспекте Шмидта, Гражданской улице, Волжской набережной. Тема «большого ордера», которая войдет в моду в Ярославле после постройки его первого жилого дома на улице Советской, 6, еще не раз будет интерпретироваться автором в различных произведениях.

Дом на улице Советской, 6
На центральной площади города по его проекту, признанному победителем в открытом архитектурном конкурсе, где участвовали лучшие архитекторы Ярославля, а главным экспертом в жюри выступал секретарь МАО Дмитрий Васильевич Разов, была построена первая советская гостиница Ярославля. Этот проект стал одним из главных в его жизни, так как ему в общей сложности Капачинский отдал около тридцати лет, постоянно возвращаясь к нему на разных этапах жизни, решая и перерабатывая его архитектуру, добиваясь строительства второй очереди, занимаясь реконструкцией. Он также стал победителем городского конкурса на памятник В.И. Ленину, который был создан совместно со скульптором В.В. Козловым и воздвигнут на Красной площади города перед жилым зданием, построенным по проекту М.П. Парусникова и И.Н. Соболева – учеников В.И. Жолтовского, членов его квадриги.

Много градостроительных работ также было выполнено в период с 1938 по 1940 годы. В их числе планировка сквера на Советской площади и Первомайского сквера, планировка поселка фабрики «Красный Перевал», эскизы застройки Советской улицы от Красной площади до Советской и другие. Как отмечал сам автор, указанный период жизни был посвящен поискам разнообразия и единства в архитектуре и застройке кварталов, работе над оформлением их внутреннего пространства. Все это одновременно увязывалось с постоянными поисками современного образа жилого дома, наиболее рациональной структуры квартиры.

8 февраля 1941 года С.В. Капачинский четко формулирует и записывает основные принципы своей дальнейшей работы, ставшие его главными ориентирами по жизни, которым он будет верен на протяжении всей своей профессиональной деятельности:
1. Основа работы – принципы социалистического реализма.
2. Забота о человеке.
3. Учет природных условий и окружающего ансамбля (застройки). Единство содержания и формы. Образ здания.
4. Ясность, простота, правдивость, логичность, немногословность и органичность архитектуры.
5. Учет и применение в работе достижений современной строительной техники.
6. Изучение и использование принципов лучших произведений мировой архитектуры и главным образом русской архитектуры.
7. Соответствие архитектурных форм конструкциям и материалам здания.
8. Работа над малометражной квартирой.
9. Работа над вопросами живописи и скульптуры в архитектуре.
10. Работа над цветом в архитектуре.
11. Работа над высококачественной архитектурой и планировкой зданий при обеспечении экономичности решений.
12. Проведение архитектурного надзора, обеспечение повышения качества строительства и отделочных работ.

Многие из этих принципов значительно опережали свое время, многие рациональные были взяты им из предыдущих десятилетий – все это свидетельствовало об очень серьезном и продуманном подходе к проектированию, бесконечном целеустремленном поиске лучшего из лучшего. Его творчество не оставляло равнодушным ни простого советского труженика, ни столичных критиков архитектуры. На страницах газет и центральных журналов появлялись очерки с оценкой его деятельности. И хотя она не всегда являлась однозначной, но уже тот факт, что его творчеством интересовались, ему уделяли внимание, свидетельствовал о ярком таланте архитектора.

Его карьерная лестница была стремительна и успешна. С 1941 по 1945 годы он уже – главный инженер и заместитель управляющего областного проектного треста, с 1945 по 1953 годы – начальник отдела по делам архитектуры при исполкоме Ярославского областного совета депутатов трудящихся. В этот период им совместно с А.В. Федоровым и другими архитекторами Ярославля осуществлена реконструкция Которосльной набережной (1944 г.), реконструкция концертного зала областной филармонии на Комитетской улице (1948 г.). Выполнен генплан райцентра «Борисоглебские слободы», проект реконструкции Красной площади в г. Переславле-Залесском, генплан колхоза «Страна Советов» Ярославского района (275 дворов) в 1950 году.
Его творческая энергия и талант постоянно требовали реализации, что стало причиной участия в многочисленных общесоюзных и региональных конкурсах, начиная с проекта конкурса на здание администрации резиноасбестового комбината в г. Ярославле (1934) до проекта памятника-мавзолея жертвам белогвардейского мятежа в г. Ярославле (1950), проекта Пантеона в г. Москве (1954), сельского клуба на 200 мест (1968), летних спальных корпусов для домов отдыха и туристско-оздоровительных учреждений (1966), проекта ресторана в Яковлевском бору (1972) и многих других.

Ярославль, памятник В.И.Ленину
С середины 1950-х годов он продолжил профессиональную деятельность в институте «Госстройхимпроект», ярославских филиалах институтов «Резинопроект» и «Промстройпроект». В эти годы по его проектам была осуществлена застройка и благоустройство привокзальной площади станции Всполье (Ярославль-Главный), застройка квартала № 56 по улице Чкалова, строительство второго корпуса «Резинопроекта» по Советской улице и другое. В марте 1965 года главный архитектор строительного отдела Ярославского отделения Государственного проектного института «Промстройпроект» был освобожден от занимаемой должности в связи с уходом на пенсию. Но этот рубеж не становится завершающим аккордом в его профессиональной деятельности. После выхода на пенсию С.В. Капачинский начинает активную деятельность в общественных организациях, решает вопросы развития коммунального хозяйства и благоустройства города, продолжает творческую деятельность – по его проекту строится один из спусков к реке на Волжской набережной.

Гостиница Ярославль
Им был выполнен в 1966 году проект восстановления бывшего дворца наместника в г. Ярославле, проект реконструкции гостиницы «Ярославль» (1969 г.), очередной проект реконструкции концертного зала Ярославской областной филармонии (1972-1974 гг.). Он также как член правления Ярославского отделения Союза архитекторов СССР в 1967 году был включен в состав комиссии по выявлению памятников истории и культуры на территории области. С 1968 года, став членом ВООПИК, Сергей Васильевич возглавил секцию архитектурных памятников областного совета ВООПИК. Параллельно в 1960-1970-х годах занимался экспертизой новых архитектурных проектов, осуществлявшихся в Ярославле. Таким активным творцом и деятелем он оставался до своих последних дней.

Умер С.В. Капачинский 27 сентября 1978 года. Но память об этом выдающемся человеке, профессионале своего дела навсегда осталась в летописи города. Его здания и сооружения, его градостроительные схемы и планировочные решения вписали монументальную строку в образ города, оставили потомкам блестящее свидетельство трудного, но одновременно яркого времени ХХ века, полного энтузиазма и надежд на лучшую жизнь.

Автор статьи: Наталья Сергеевна Сапрыкина

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.