17 Feb 17:28 avatar

Архитекторы Ярославля - выпускники ленинградской архитектурной школы, их роль в развитии Ярославля

Карта Ярославля
Отсутствие своей школы архитектуры в ХХ веке в Ярославле обусловило то, что судьбу города определяли те архитекторы, которые приезжали сюда работать после окончания высших учебных заведений в других регионах страны. Большую часть из них составили выпускники Ленинградского института гражданских инженеров (ЛИГИ), который в последующие годы был переименован в институт инженеров коммунального строительства (ЛИИКС), инженерно-строительный институт (ЛИСИ), и в настоящее время называется Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ). Они внесли большой вклад в формирование нового облика города. Творческая судьба многих из них складывалась достаточно удачно и плодотворно.

Несмотря на то, что этими специалистами было построено немало зданий и сооружений, имена их уже успели забыть. Сугубо рабочая документация не всегда доступна, и в большинстве своем утрачена. Местные архивы сохранили немногочисленные проектные материалы 1920-х – 1950-х годов, которые по крупицам позволяют нам восстановить картину жизни и труда этих архитекторов, заново открыть имена авторов зданий, ставших своеобразными символами города и его жителей, неотъемлемой частью исторической среды.

Курицын Петр Иванович (1904-197?) родился в г. Иванове. С 1929 по 1934 годы учился в ЛИИКС, получил специальность архитектора. После двух лет работы в Иванове приехал в 1936 году в Ярославль и навсегда связал свою жизнь с проектным институтом «Яроблпроект», позже переименованным в «Ярославгражданпроект». В период с 1936 по 1970-е годы им было спроектировано и построено более тридцати многоквартирных жилых домов в поселке Текстильщиков, по улице Е. Ярославского, в районе Красного Перекопа, поселке «Победа рабочих», на центральных улицах города: Свободы, Советской, Гражданской, Собинова, Некрасовской, Волжской набережной, здания общежитий мединститута и ЯГЭМЗ на Гражданской улице, Вспольинской средней школы и управления «Ярэнерго» — таков неполный перечень его активной творческой жизни на благо древнего русского города.

Покровский Алексей Васильевич (1914-1984) родился в пос. Курлово Владимирской области. Обучался в ЛИИКС с 1932 по 1937 годы, по окончании которого получил специальность архитектора. Его профессиональная деятельность связана с различными городами бывшего СССР (Душанбе, Львов, Владимир, Жигулевск), где строились жилые дома, школы, Куйбышевская ГЭС, выполнялись проекты схем генеральных планов многих украинских городов. Будучи зрелым архитектором, после 18-летней практики, он приехал в Ярославль (1955) и более десяти лет работал в Ярославской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, занимаясь проектами реконструкции и реставрации многих исторических зданий города, вкладывая накопленные знания и опыт в историческое наследие города. Среди них проект реставрации и приспособления под дом одежды торговых рядов в центральной части города, проекты реконструкции филармонии и здания по ул. Кирова с размещением гостиницы на 212 мест и другие объекты. Вплоть до 1980 года, будучи уже пенсионером, Алексей Васильевич работал в различных проектных институтах: «Роспроект», «Облремстройпроект». Был делегатом 1–ого съезда Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, членом Республиканского Совета ВООПИК.

Некрасов Константин Константинович (1910-1983) родился в г. Можайске Московской области. С 1932 по 1937 г учился в ЛИИКС, по окончании которого приехал в Ярославль, где (также как и П.И. Курицын) связал свою жизнь с проектным институтом «Яроблпроект» («Ярославгражданпроект»). В перечне его работ, которые были реализованы в Ярославской области — около ста зданий и сооружений, проекты планировок и застроек, реконструкции улиц, площадей, набережной города, жилых кварталов. Разнообразие типологического ряда удивляет даже профессионалов: станция детской железной дороги, теплично-парниковый комбинат, областная клиническая больница, больница моторного завода, строительный техникум, автобазы и гаражи, пионерские лагеря, дом художников. Большое количество индивидуальных многоквартирных жилых домов, совместно с решениями жилых кварталов и объектами жилищно-коммунального, было осуществлено им в послевоенное время. Они оставили яркий след в структуре города.

Мулик Алексей Тимофеевич (1905-1963) родился в Харьковской области. Закончил архитектурный техникум в г. Ленинграде (1925-1929) по специальности резчик архитектуры, затем обучался в ЛИИКС с 1932 по 1934 годы, получил специальность архитектора. До войны работал в Ленинграде в ряде специализированных проектных организаций («Газогенераторстрой», ВАМИ), во время и после войны — в Омске, Николаеве. С 1948 года переехал в Ростов-на-Дону, где построил одно из значимых своих сооружений — Дворец культуры завода Россельмаш (1948-1950). В 1954 году по заказу Ярославского моторного завода он переработал уже апробированный проект, оставляя принципиальное архитектурно-композиционное решение, но учитывая более суровые природно-климатические особенности Ярославля. Проект был утвержден в высоких инстанциях, но наступил 1955 год, который резко изменил взгляды на строительство и архитектуру и превратил реализацию проекта в долгий и мучительный для архитектора процесс бесконечных переработок, упрощений, согласований. А.Т. Мулик в 1960 году переехал в Ярославль, стал главным архитектором моторного завода, чтобы довести свое «детище» до логического конца – постройки. Но судьба была очень жестока к автору, требуя все новых и новых переделок, сокращения затрат на строительство и примитивизации архитектурного решения.

В результате, не выдержав такого прессинга обстоятельств и новых требований, в 1963 году А.Т. Мулик трагически ушел из жизни. Он оставил нам единственное, но очень значимое сооружение в городе – Дворец культуры моторостроителей, которое стало делом его жизни и роком в судьбе. Сданное в строй в 1965 году, это — один из тех символов нового Ярославля, который прочно ассоциируется с образом города. И если Дворец съездов в Москве стал началом четко определенной линии во всей советской архитектуре, то Дворец культуры моторостроителей стал «отправной точкой» новой архитектуры для Ярославля.

Тильш Елизавета Владиславовна (1915-1983) родилась в Рязанской области. Обучалась в ЛИИКС с 1934 по 1939 годы, получив специальность архитектора. Судьба ее сложилась так, что постоянно уезжая работать в другие города, она возвращалась в Ярославль, где уже с 1949 года осталась постоянно. С 1951 года основным местом ее работы стал «Яроблпроект» («Ярославгражданпроект»). Более чем за двадцатилетний период профессиональной деятельности в Ярославле ею выполнен проект реконструкции центрального стадиона на 30 тыс. зрителей на площади Труда, проекты реконструкции областной библиотеки на 1 млн. томов и привязки гостиницы на Которосльной набережной, проект лестницы-схода на Волжской набережной и многое другое.

Азов Вадим Петрович (1922-2001) родился в г. Бердске Новосибирской области. Обучался в ЛИСИ с 1947 по 1953 годы, по окончании, получив специальность архитектора, был распределен в г. Ярославль в Стройтрест № 14. С 1957 до выхода на пенсию работал в институте «Резинопроект», где прошел путь от старшего архитектора до главного архитектора института. В арсенале его творческих работ представлены самые разнообразные проекты – от комплексных градостроительных решений до отдельных проектов зданий и сооружений. В их числе проект микрорайонов № 56 и № 57 в г. Ярославле, лечебные корпуса больницы им. Соловьева, здание проектного института «Резинопроект», комплекс профессионально-технического училища Ярославского шинного завода, профилактория, решение предзаводских площадей шинного завода и завода «Резинотехника». Всю свою жизнь он посвятил преобразованию и развитию Ярославля, отдавая ему профессиональные знания и творческий талант.

Это далеко не полный перечень архитекторов-выпускников Ленинграда, чья деятельность тесно переплетена с г. Ярославлем. Среди них известны такие имена как А.И. Суслов (ИГИ 1906-1914), К.А. Козлова (ЛИИКС 1931-1936), М.Ф. Егоренков (ЛИИКС 1932-1937), Г.Б. Царапкина (ЛИСИ, 1945-1950), И.И. Тютяев (ЛИСИ 1952-1955), Г.П. Майков (ЛИСИ 1954-1959), А.И. Майков (ЛИСИ 1955-1960), В.Г. Кутумов и В.Н. Высотин (ЛИСИ 1956-1962) и др.

Творческий энтузиазм и многогранный труд всех этих выпускников ИГИ (ЛИГИ, ЛИИКС, ЛИСИ) оставил большой и яркий след в архитектуре Ярославля. Их знания, полученные в стенах выдающегося учебного заведения, известного своей историей, именами, самобытной «школой архитектуры», были воплощены в застройку города, в его новое архитектурное содержание.
Помимо архитекторов – жителей города Ярославля, его образ определяли и известные архитекторы Ленинграда, которые на протяжении всего советского периода занимались разработкой и внедрением новых генеральных планов города, проектировали крупные, значимые объекты для него. Даже первый генплан города, разработанный и утвержденный в 1924 году в г. Ярославле, создавался при участии одного из выпускников Петербургского ИГИ Алексея Ивановича Зазерского (выпускник 1902 г.).

В качестве эксперта перспективных предложений по рациональной перепланировке города в этот период времени, наравне с ведущими архитекторами Москвы В.Н. Семеновым и И.В. Жолтовским, выступал Александр Платонович Иваницкий, основатель кафедры градостроительства в ЛИГИ (выпускник ИГИ 1904 г.). Все последующие генпланы города, начиная с 1928 года, разрабатывались специалистами Ленинграда (Гипрогор), в том числе и авторами его генплана. Это Лев Александрович Ильин (выпускник ИГИ 1902 г), Н.В. Баранов (выпускник ЛИИКС 1931 г.), В.А. Гайкович и многие другие. Поэтому много градостроительных и архитектурно-планировочных решений Ленинграда и Ярославля имеют в своей основе много схожих черт. Комплексное строительство новых районов, когда в застройку крупных кварталов включались школы, детские учреждения, магазины приводило к созданию пространственно — взаимосвязанных элементов кварталов, имеющих целостное архитектурно-художественное решение.

Излюбленные приемы организации градостроительного пространства, такие как осевые композиции, симметричный центральный объем, прямоугольная планировка – ложились в основу многих проектов. Причем работа по созданию нового генерального плана Ярославля, утвержденного в 1936 году, стала первой крупной работой Николая Варфоломеевича Баранова. Это имя часто встречаешь при рассмотрении многих проектных альтернативных предложений зданий и сооружений 1930-х годов. Известно его участие в конкурсе на застройку главной площади перед резиноасбестовым комбинатом (ЯрРАК), на комплексную застройку нового жилого квартала того же комбината, проект жилого дома для работников завода № 1 и др.

В 1960-1980-е годы в проектировании многих общественных зданий города принимали участие Т.П. Садовский, И.М. Чайко, Е.В. Карпин и др. Ими спроектированы и построены такие крупные ансамбли Волжской набережной, как здание ЦНТИ (1977), комплекс речного вокзала с рестораном (1976, 1984). При участии Н.В. Баранова было построено здание Обкома КПСС и администрации Ярославской области в историческом центре города (1981), которое, как и речной вокзал, было удостоено Государственной премии РСФСР.

Сегодня, благодаря этим замечательным людям, настоящим профессионалам своего дела, Ярославль является одним из красивейших городов центральной части России, достойно представляющий не только древнее зодчество, но и самобытный советский пласт архитектурного наследия. Этой статьей хотелось восполнить утраченную страницу истории и воздать должное тем людям и их творчеству, а соответственно и архитектурной школе, которая подготовила специалистов, чья профессиональная деятельность способствовала не просто дальнейшему развитию города, а его качественному преобразованию, отвечающего требованиям современного дня, становлению нового уникального облика Ярославля.

Автор статьи: Наталья Сергеевна Сапрыкина

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.