13 Mar 01:05 avatar

Тема сельского хозяйства в архитектуре Ярославля

Набросок
Одним из основных документов, принятых сразу же после установления советской власти в России, явился Декрет о земле (от 8 ноября 1917 г.), который заменил частную собственность на землю государственной, всенародной собственностью. С этого момента вопрос превращения деревни из мелких раздробленных хозяйств в передовые государственные предприятия стал основополагающим в деле развития сельского хозяйства страны.

Спустя всего пять лет с начала формирования нового общественного строя началось строительство Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве, которая призвана была отобразить первые успехи возрождения и развития сельского хозяйства и служить целям пропаганды передового опыта союзных республик и сельскохозяйственной кооперации. В 1923 г. по генеральному плану, разработанному И.В. Жолтовским, на пустыре – пространстве современного Парка культуры и отдыха им. Горького – был открыт советский отдел выставки, а по другую сторону Крымского вала – иностранный отдел, которые соединялись мостом, сооруженным по проекту В.А. Щуко.

Многочисленные отраслевые павильоны и павильоны национальных республик были его главными компонентами, где экспозиция основной продукции и достижений органично сочеталась с выразительной художественной формой самих сооружений. Данная выставка послужила своеобразной планкой, на которую должны были ориентироваться в своей деятельности социалистические хозяйства, импульсом для дальнейшего поступательного развития. Она носила временный характер, но стала своего рода точкой отсчета для организации подобных мероприятий в стране.

ПланВ декабре 1927 г. на ХV съезде ВКП (б) было принято решение о развертывании коллективизации, намечен план расширения и укрепления колхозов и совхозов, а в 1929 г. принято решение о массовом строительстве машинно-тракторных станций (МТС).
В годы второй и третьей пятилеток социалистическая реконструкция сельского хозяйства охватила практически все основные области сельскохозяйственного производства. Начался массовый выпуск тракторов и других сельскохозяйственных машин. Повсеместно в стране стали строиться МТС, которые изменяли структуру организации работы в сельском хозяйстве, позволяя в передовых колхозах и совхозах механизировать наиболее трудоемкие производственные процессы. Стали серьезно заниматься подготовкой квалифицированных кадров, способных эффективно использовать имеющуюся технику.

Проект доскиНо ничто так не убеждает людей в каких-либо начинаниях, как реальный показ тех достижений, к которым они могут придти через тот путь, который декларировался партией и правительством советского государства. Поэтому в очередной раз встал вопрос о политической агитации и пропаганде выбранного направления через проектирование и строительство в Москве новой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), программное содержание которой уже сложилось к 1937 г. Как и ее предшественница, она задумывалась как временная архитектурно-планировочная структура, но в процессе реализации было признано целесообразным превратить ее в постоянно действующую школу обмена научным и практическим опытом в области сельского хозяйства.

1 августа 1939 г. на территории между Останкинским парком и Ярославским шоссе (проспектом Мира) была торжественно открыта первая очередь выставки, которая составляла 136 га. В основу генерального плана была положена регулярная структура магистралей и обширных площадей для единовременного приема большого количества посетителей и проведения массовых мероприятий. Одновременно на периферии выставочного пространства располагались функциональные зоны с живописной планировочной структурой для изучения отдельных экспозиций небольшими группами, одиночными посетителями и их отдыха.

Архитектура павильонов союзных республик трактовалась как некий символ национального своеобразия; образ отраслевых павильонов, как правило, воплощал в себе потенциал современных технологий, конструкций, материалов. Широкое использование средств монументально-декоративного и прикладного искусства, отбор и обыгрывание объемно-пространственным решением выставочных образцов – все это способствовало созданию уникальных объектов, которые сами превращались в своеобразные экспонаты. В созданном проекте было продумано все до мелочей: опытные поля, живописные пруды и тропинки, площадки для игр и отдыха, обслуживающая инфраструктура – все это дополнительно насыщало как функциональную специфику градостроительного комплекса, так и его образно-эмоциональную основу. Она прочно вошла в структуру генерального плана столицы, стала его неотъемлемой составляющей.

ПроектЯрославские власти не могли пройти безучастно мимо такого важного события. Тем более что освещение достижений сельского хозяйства Ярославского края должно было выразиться в строительстве своего регионального павильона на территории ВСХВ – одного из десяти зональных павильонов, планировавшихся к строительству в составе экспозиции Российской Федерации. Начиная с 1936 г. в Обкоме ВКП (б) постоянно рассматривались вопросы о подготовке к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. В 1938 г. был проведен конкурс на образ павильона, в котором приняли участие ярославские архитекторы. История не сохранила нам всех участников этого мероприятия и их предложения, но тем не менее удалось установить, что основной проект был разработан в соавторстве тремя ведущими архитекторами Ярославля – С.В. Капачинским, А.В. Федоровым и Н.П. Папиным.

Все зональные павильоны выполнялись в основном из дерева и штукатурились. Не исключением был и Ярославский павильон. Архитектура его получилась достаточно эклектичной. В целом образ выставочного павильона выдержан в традициях романтического модерна с использованием образов древнерусской архитектуры. Для него характерна ассиметричная композиция фасадов, вытекающая из рациональной, максимально удобной планировки помещений, чему придавалось первостепенное значение. Имеются боковые ризалиты, где расположены входы в здание, оформленные оригинальными порталами.

На втором этаже павильона над входом спроектированы три вытянутых узких окна. Основной мотив – вертикальные полосы, равномерно рассекающие поверхность левого ризалита и обозначающие центральную поверхность правого ризалита на главном фасаде. Левый ризалит завершается высоким щипцом, правый решен более просто и завершается относительно пологим скатом. Средняя часть, также разделенная вертикальными полосами-выступами, состоит из пяти трапециевидных арок. Решение напоминает одновременно и первую выставку Таманяна 1913 г. в Ярославле в честь трехсотлетия царствования дома Романовых, и наиболее яркие региональные произведения начала ХХ в, а также отдельные произведения 1920-30-х гг. трех соавторов проекта.

В итоге за счет высоких щипцов, сложной формы крыши, декоративных деревянных деталей получился некий синтетический образ: сказочного теремка, жилища, клуба… Мотивы других архитектур (древнерусской, готики, барокко), представленные здесь в стилизаторском, романтическом исполнении, представляют собой не механическое копирование отдельных деталей, а, наоборот, чувствуется глубокая, художественно-образная переработка старых форм. Модерн в данном случае позволил авторам в максимальной степени проявлять свою творческую индивидуальность, отвергая стилистическую канонизацию. В итоге получилось самобытное архитектурное произведение, современное по конструкциям, оригинальное и неповторимое с учетом его функциональной целесообразности.

Внутренним убранством павильонов занималась большая группа художников самых разных направлений, взглядов, вкусов и специальностей. Заказ на оформление павильона Ярославской области был поручен молодому художнику В. Лазурскому, который в сжатые сроки разработал несколько вариантов эскизного проекта, в числе и вариант в «русском» стиле. Но ни один из предложенных эскизов не был принят к осуществлению. В условиях жесткого ограничения времени руководители ВСХВ приняли решение о создании бригад оформителей по каждому из павильонов. Бригаду по Ярославскому павильону составили из трех человек: бригадиром был назначен талантливый живописец К.Н. Редько, недавно вернувшийся из Парижа, но еще мало известный в Москве, автор эскизных решений В. Лазурский и практик-оформитель Н.А. Репин – единственный из коллег, который имел реальный опыт по оформлению выставок.

ПланВ итоге был разработан и утвержден главным художником выставки Н.М. Суетиным совершенно новый вариант внутреннего убранства павильона: стены окрашены «раскатом» – от небесно-голубого потолка, через зеленый, желтый и оранжевый к розовому над стендами. На ярком фоне «зари» размещались достаточно простые по форме стенды, освещавшие успехи области в сельском хозяйстве, несколько больших декоративных панно – портретов знатных доярок с коровами-рекордсменками ярославской породы, написанных К.Н. Редько, а также натуральные экспонаты из урожая 1938 г. Осуществлением проекта занимались специалисты Ярославля. Местные художники, столяры, народные умельцы постарались максимально воплотить все задуманное под руководством членов бригады, которые прожили целый месяц в Ярославле, познавая и изучая сущность города и его людей.

Вдохновленные опытом первой экспозиции, ярославские власти спустя месяц после открытия ВСХВ стали готовиться к очередной выставке в 1940 г., объявив об организации социалистического соревнования в местных колхозах, МТС и совхозах на право участия в ней. Они тщательно продумывали вопросы агитации и пропаганды на местах, организуя проведение докладов в клубах, домах культуры, библиотеках, парткабинетах, выступления в печати и по радио экскурсантов и участников, разворачивали выставки материалов, отражающих успехи колхозного строя, стремясь к новым победам на трудовом сельскохозяйственном фронте.
Следующим шагом на пути к достижениям и их демонстрации на региональном уровне стал выход 1 августа 1940 г. постановления Исполнительного Комитета Ярославского областного совета депутатов трудящихся и бюро обкома ВКП (б) «Об учреждении в газете «Северный рабочий» областной «Доски Почета» передовиков уборки урожая». Имена колхозников, рабочих и инженерно-технических работников МТС, МТМ и районов области должны были заноситься на «Доску Почета» по представлению директоров и правлений соответствующих организаций.

Но и этого казалось мало для отражения главной идеи социалистического строя в области сельского хозяйства. Для поднятия общего престижа и показа всем трудящимся области значения села в декабре 1940 г. было издано новое постановление Ярославского обкома ВКП (б) об установлении в центральном историческом пространстве города – на площади Подбельского – монументального сооружения под названием «Доска Почета», куда должны были заноситься районы, колхозы, МТС и совхозы, имеющие «лучшие показатели в борьбе за подъем урожайности и повышение продуктивности животноводства». Для реализации данной идеи был определен целый пространный перечень основных показателей урожая по всем культурам, а также цифры по развитию животноводства и удоям.

Открытие «Доски Почета» намечалось на 1 мая 1941 г. Поэтому ведущими архитекторами города сразу же начали прорабатываться варианты сооружения и уточняться место постановки его на площади. До нашего времени сохранились проектные предложения С.В. Капачинского и А.В. Федорова, которые неоднократно возвращались к подобным темам на протяжении всей своей творческой жизни.

В проектных вариантах С.В. Капачинского необычайно лаконично и впечатляюще выражена главная идея сооружения – триумф достижений труда. Своеобразие формы монумента достигнуто не столько ее декоративной обработкой, сколько архитектурными средствами. Его павильон – одновременно и триумфальная арка, и периптеральный греческий храм, завершенный в разных интерпретациях высоким шпилем, ярусным ступенчатым куполом, треугольным фронтоном с символически декорированным тимпаном и скульптурными акцентами. Именно такие архитектурные аналогии и приемы помогли автору с большей долей успеха внести ноту строгой торжественности в образ сооружения. Причем такая архитектура решала не только функциональные задачи размещения «Доски Почета» на площади, но и сама выступала как своеобразный экспонат, который должен был стать новым смысловым акцентом исторического пространства города.

Автором было предложено два альтернативных варианта расположения нового сооружения: первый – у стены монастыря между Богородицкой и Угличской башнями, смещенного немного от центра к последней; второй – в центре площади, в сквере, – ближе к красной линии застройки Комсомольской улицы (бывш. ул. Линия Социализма). Выбор властей был сделан в пользу центрального расположения «Доски» – на площади, решенной в виде павильона, напоминающим собой построенные объекты ВСХВ, выполненные в стиле советского неоклассицизма.

Варианты А.В. Федорова отличаются и местом постановки «Доски», и трактовкой ее образа. Зеленый сквер автором прорисован не по центру площади, а на территории, примыкающей к зданию банка. В его основе лежит четкий геометрический рисунок, строящийся на диагональных направлениях, соединяющих углы сквера. В центре – круглая площадь, вокруг которой описан квадрат из дополнительных дорожек, связывающих четыре входа, расположенных по центру сторон сквера. Со стороны ул. Комсомольской сформирована небольшая прямоугольная площадка, и здесь решен главный вход в сквер.

В первом варианте автор обыграл этот вход своеобразными пропилеями – двумя монументальными «Досками», обращенными на ул. Б.Октябрьская. При этом он сформировал своеобразный пространственный ансамбль, поставив по центру сквера на круглой площади, по центру пропилей памятник – фигуру на постаменте, скорее всего, И.В. Сталину (по аналогии с ВСХВ 1939 г., когда на главной восьмигранной площади Механизации была установлена скульптура вождя). Вообще все в этом решении напоминает в миниатюре главную выставку страны: от рисунка генплана до выбора самой идеи сооружения, напоминающим главный ее вход – северные ворота.

Может быть, именно так можно было убедить власти города, у которых сложились определенные стереотипы по аналогии с московским образцом, в правильности выбранного решения. Или это условие было продиктовано архитектору «сверху»? Сейчас трудно об этом судить, но факт остается фактом – аналогии очевидны. Очевидна в этом варианте и нейтральность решения по отношению к Спасо-Преображенскому монастырю. В этом весь Федоров: он проводит между эпохами как бы пространственную паузу – большую площадь, пересеченную линиями трамвая. Разновременные сооружения существуют относительно рядом, но в то же время не мешают друг другу.

Сами «Доски» – «пропилеи» – представляют собой монументальные вертикальные пластины на цоколе более темного цвета, венчаются двумя рядами разорванных карнизов. В разрывы помещены рельефы с советской символикой: герб страны, выше – расходящиеся веером знамена. Ниже, на выделенной рамкой накладной доске, предполагалось заносить почетные имена. Накладная доска фланкировалась невысокими пилонами с капителями. Дополнительно со стороны прохода пропилеи оформлялись колоннами с каннелюрами, которые акцентировались скульптурами на карнизе. На боковых частях массивных пластин располагались неглубокие прямоугольные ниши с декором в виде снопа колосьев, перевязанных лентой, и без декора.

Второй вариант отличался большей лаконичностью решения. В нем автор спроектировал «Доску» в виде локального монумента-постамента, который должен был устанавливаться по центру сквера (вместо памятника вождю). Это трехгранная массивная колонна со срезанными углами, размещенная на шестигранном подиуме, на гранях которой располагаются доски с записями. Три колонны прямоугольного очертания, отстоящие на некотором расстоянии от треугольного массива (в створе со срезами его углов), фиксируют контуры массивного антаблемента, которым завершается сооружение. Фриз украшен рельефным гербом в обрамлении знамен. На краях верхнего карниза – объемные серпы и молоты. Завершает монумент скульптура снопа колосьев, перевязанного лентой, на ступенчатом пирамидальном постаменте.

Одновременно на заседании Ярославского обкома ВКП (б) (от 2 декабря 1940 г.) было принято еще одно, не менее важное решение: «Об организации областной сельскохозяйственной выставки в 1941 г.», наподобие ВСХВ. «В целях дальнейшего развертывания социалистического соревнования между районами, колхозами, МТС, совхозами, животноводческими фермами и работниками сельского хозяйства за получение в 1941 г. по области стопудового урожая зерновых культур, двух тысяч литров молока от каждой коровы, повышение урожая остальных культур и продуктивности животноводства, а также за своевременное окончание всех сельскохозяйственных работ по уборке урожая и широкого показа лучшего опыта и методов работы передовиков, Исполком облсовета депутатов трудящихся и бюро обкома ВКП (б) ПОСТАНОВЛЯЕТ: Провести в 1941 г. с 15 сентября по 15 октября областную сельскохозяйственную выставку в гор. Ярославле».

Эта страница истории города еще более впечатляет по своему предполагаемому размаху, так как территория под временную региональную ЯСХВ отводилась не где-нибудь на окраине, пустыре, а в самом «культовом» пространстве города – на Стрелке, месте будущего административного центра города (в соответствии с генпланом «Большой Ярославль»).
21 декабря 1940 г. в кратчайшие сроки С.В. Капачинским была составлена схема планировки областной сельскохозяйственной выставки. В ней архитектор попытался соединить как наработанный опыт подобных экспозиций, осмысляя генпланы всесоюзных выставок в Москве, так и специфику того уникального пространства, в которое вписывалась новая структура. Поэтому основу градостроительной композиции определила главная планировочная ось – продолжение улицы и площади Советской, площади Челюскинцев с выходом в место слияния двух рек в виде большой и широкой лестницы, спускающейся на нижнюю набережную. Главный вход располагался со стороны площади Челюскинцев: монументальные пропилеи, наподобие главного входа ВСХВ, отделяли пространство города от вводной площади. Вводная площадь прямоугольного очертания предназначалась для распределения потоков по трем направлениям.

Два противолежащих направления, расположенных перпендикулярно главной оси вдоль улицы Почтовая с выходом на набережную Волги, включали в себя зеленый амфитеатр с эстрадой и локальную тематическую выставку. Последняя зона представляла собой трапециевидную площадь с большим сквером посередине, окруженным по периметру шестью прямоугольными павильонами-экспонатами, по типу раздела «Новое в деревне» на ВСХВ.

Схема
Первое и главное направление генплана определялось продолжением парадного зеленого бульвара площади Челюскинцев с расположением по его центру трех прямоугольных водоемов с фонтанами, цветниками и газонами, отделяемого от существующей исторической застройки четким пунктиром павильонов. Бульвар заканчивался большой площадью, по оси которой размещался главный павильон сельскохозяйственной экспозиции, симметрично фланкируемый двумя павильонами поменьше. Парадное пространство площади плавно перетекало в просветы между ними, завершаясь большой рекреационной зоной для прогулок и отдыха населения. Главный павильон хорошо акцентировал начало центральной аллеи парка с выходом к главному спуску на Стрелке, оформляемым парадными пропилеями и симметричными павильонами-беседками. Структура живописных дорожек объединяла разные входы в парковую зону и приводила обратно на аванплощадь, к главному павильону.

По замыслу автора, на центральную площадь перед главным павильоном можно было попасть дополнительно с двух сторон: со стороны Волжской набережной (вход устраивался в створе с проектируемым причалом) и с Которосльной набережной, связанной с Подзеленьем большой широкой лестницей. Все исторические постройки, в том числе Ильинско-Тихоновская церковь, церкви Николы Рубленого и Спаса на городу, а также окружающая их среда, оставались нетронутыми: новая структура корректно вписывалась в старую.

По-видимому, эта выставка была бы уникальным событием города, если бы планы властей не откорректировала начавшаяся Великая Отечественная война. Судя по последующим эскизам Капачинского, и «Доску Почета колхозов Ярославской области» решено было расположить здесь – на главной площади перед парком со стороны набережной. Вот почему она и не была открыта 1 мая 1941 г. на площади Подбельского – строительство ее предполагалось вместе с ЯрСХВ.

И таких примеров, когда грандиозные замыслы и «полеты фантазий» авторов оставались только на бумаге, скорректированные обстоятельствами времени и текущих событий, было немало. Тем не менее и нереализованные замыслы тоже являются достоянием истории города, позволяющим взглянуть глазами предшественников на окружающую нас среду. Они позволяют нам лучше понять их мысли, восприятие, особенности того времени, когда город менялся и рос с геометрической прогрессией, оставаясь в то же время самобытной средой, не потерявшей своего лица. Наверное, есть чему поучиться и на современном этапе, в эпоху массового обезличивания архитектуры. Так что же такое региональная архитектура и что делать, чтобы не потерять ее уникальность?

Автор статьи: Наталья Сергеевна Сапрыкина

1 комментарий

avatar
миниВДНХ на Богоявленке ) масштабно!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.