10 Feb 13:03 avatar

История создания союза архитекторов

Союз архитекторов СССР
Так часто происходит в нашей стране, что новое утверждается, отвергая, разрушая старое. Не исключением явилось и развитие архитектуры в период становления советской власти, когда идеи определялись стремлением опровергнуть привычное, возникали как противопоставление архитектуре предреволюционного периода — «России дворянской», «России купеческой».

Перед архитекторами возникли совершенно новые задачи. Поиск методов наиболее полного их решения сопровождался борьбой мнений, взглядов и тенденций. Вокруг лидеров, сумевших наиболее четко сформулировать новые принципы архитектуры, стали формироваться группы.
В 1923 году появилась самостоятельная творческая организация Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА). Ее лидерами и вдохновителями были профессора ВХУТЕМАСА Н.Ладовский, Н.Докучаев и В.Кринский. Они называли себя рационалистами и стремились научно обосновать восприятие пластических форм архитектуры. Образные задачи архитектуры играли для них доминирующую роль, материальные основы отодвигались на второй план.

«Мерьте архитектуру архитектурой, человек — мерка для портных» — таким был лозунг в экспериментальном творческом процессе. При этом крайний формализм идеологии не помешал им создать действительно новый яркий язык. Динамические города А.Лавинского, трансформирующиеся сооружения объекты В.Кринского, «горизонтальные небоскребы» Л.Лисицкого — это далеко не полный перечень новых художественных фантазий, возникших в 1920-е годы и на много лет опередивших свое время.

В 1925 году была создана еще одна архитектурная организация — Объединение современных архитекторов (ОСА), чья позиция была принципиально иной. Лидерами ее были А.Веснин, В.Веснин, М. Гинзбург. Членов ОСА называли конструктивистами. «Левому формализму» АС-НОВА они противопоставляли ведущую роль функционально-конструктивной основы зданий. В отличие от рационализма, процесс формообразования ими рассматривался «изнутри-наружу», то есть от разработки планировки и внутреннего пространства к выявлению внешнего объема. Таким образом в ранг эстетического фактора возводилась функциональная и конструктивная обусловленность, строгость, геометрическая чистота форм, освобожденных, по словам А.Веснина, «от балласта изобразительности».

Метод конструктивизма не отрицал и необходимости работы над формой, но ее художественная ценность рассматривалась только в увязке с конкретной функцией и конструкцией. При этом при определенной инженерной схематизации задач архитектуры конструктивизм сыграл исторически позитивную роль в целом. Он заложил основы типизации и стандартизации нашей архитектуры, способствовал внедрению научно-технических достижений, передовых индустриальных методов строительства, обосновал социальную обусловленность новой архитектурной формы.

Между АСНОВА и ОСА шла острая полемическая борьба, они резко критиковали друг друга, вели постоянный творческий спор о первичности основ формообразования. На этом фоне в 1928 году возникло новое архитектурное объединение — Ассоциация революционных урбанистов (АРУ), которая выделилась из АСНОВА во главе с Н.Ладовским. Он ранее других понял, что градостроительные проблемы в реальном проектировании являются главными, их надо решать в первую очередь. Динамические планировочные композиции для города, обеспечивающие возможность органического развития его структуры, — один из «лозунгов», сформулированных лидером этой группы и его сподвижниками.

Острая борьба и конкуренция между творческими организациями к концу 1920-х годов стала постепенно утихать. Под влиянием требований практики сгладились разногласия рационалистов и конструктивистов, когда первые начали отказываться от самоценных формальных экспериментов, а вторые больше внимания стали уделять образным задачам архитектуры. Вновь возникавшие небольшие объединения мало что вносили в поступательный процесс. Поэтому в 1929 г. президиум ОСА предложил объединить все группировки в Единую федерацию революционных архитекторов (ЕФРА), что в итоге не было реализовано, а, наоборот, возникла еще одна самостоятельная, активная и очень влиятельная группировка — Всероссийское объединение пролетарских архитекторов (ВОПРА). Это вновь обострило борьбу между творческими коллективами, так как ВОПРА присвоило себе единоличное право выступать от имени пролетарской архитектуры, что ограничивало участие в конкурсах и других мероприятиях других лидеров, объявленных «непролетарскими» архитекторами (среди них А.Веснин, И.Леонидов, К.Мельников).

В 1930 году представители основных течений предприняли еще одну попытку объединения во Всесоюзном архитектурно-научном обществе (ВАНО), но и она фактически была провалена. Все это объективно ослабляло советскую архитектуру, вновь обострившаяся межгрупповая борьба стала мешать ее прогрессивному развитию. Подобные явления происходили во всех областях советского искусства. Поэтому 23 апреля 1932 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», которое констатировало необходимость их соответствующей перестройки, ликвидации всех группировок и создания единых союзов по разным видам искусства. 4 июля этого же года на расширенном заседании руководящих органов и актива архитектурных объединений и обществ Москвы было принято решение о создании единого архитектурного общества и образован единый Союз советских архитекторов, в правление которого вошли представители всех бывших организаций и течений.

10 июля 1932 года состоялось первое заседание Правления Союза советских архитекторов, с которого фактически и началась деятельность этого органа. В июле 1933 года вышел первый номер ежемесячного журнала «Архитектура СССР» — орган Союза советских архитекторов, а в 1937 году состоялся первый съезд Союза советских архитекторов, который отчитался перед административно-командной системой об установлении в советской архитектуре полного единомыслия «на базе сталинского ампира».

Среди первых специалистов Ярославля, вступивших в ряды Союза советских архитекторов в 1935-1936 годах, были Сергей Капачинский, Юрий Боровский, Петр Курицын, Полина Егорова. В 1953 году в город приедет Борис Хуторянский, чтобы занять пост главного архитектора, на котором он проработает до 1966 года. Ряды членов союза постепенно росли и в других регионах страны, поэтому следующим логичным шагом на пути очередных реформ в творческих союзах явилось постановление Президиума Правления Союза Советских Архитекторов СССР от 23 января 1938 года «Об утверждении республиканских, краевых, областных и городских организаций СА СССР».

В результате этого решения появилось 24 отделения союза — от Ленинграда до Владивостока и от Архангельска до Астрахани, призванные решать проблемы на местах, координировать и управлять архитектурными процессами в регионах. В этом же 1938 году в ярославскую региональную организацию вступили молодые архитекторы Калерия Козлова и Константин Некрасов, приехавшие работать в наш город после окончания ЛИИКСа (Ленинградского института коммунального строительства), а также после девятилетнего отсутствия (работы в Москве, Мурманске и Ленинграде) вернулся в город Алексей Суслов, который вступил в ряды ССА СССР в 1937 году. Алексей Мулик, член ССА СССР с 1937г., переедет работать в Ярославль в 1960 году, а Михаил Егоренков, член ССА СССР с 1938 года, — в 1945 году. С этого периода ряды архитекторов, членов Союза архитекторов, будут постоянно пополняться новыми специалистами, которые внесут огромный вклад в развитие города, создание его облика, сохранение исторического наследия и уникальной исторической среды.

Автор статьи: Наталья Сергеевна Сапрыкина

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.