10 Feb 12:45 avatar

Генплан 1971 года. Новые тенденции в градостроительстве Ярославля

Московский проспект в Ярославле
Последний социалистический этап развития Ярославля был связан с очередным Генеральным планом развития города, разработанным институтом Ленгипрогор, авторы проекта – архитекторы: Г.А. Бобович, М.Б. Фомина. Новый генеральный план Ярославля, утвержденный Советом Министров РСФСР в 1971 году, стал примером комплексного подхода к территории, где преемственность и сохранение традиционного архитектурного единства города были его главными направлениями в развитии и преобразовании Ярославля. Продолжение традиционного исторического развития городской застройки вдоль рек Волги и Которосли, зрительная и композиционная связь исторического центра с новыми районами, гармония архитектуры зданий и русской градостроительной культуры со своеобразием природы было положено в основу нового генплана, помогло создать яркий, запоминающийся облик.

В основе нового Генерального плана развития города лежала концепция выявления главной композиционной оси — реки Волги, которая определила всю структуру городского плана и отдельные архитектурно-планировочные решения. Поэтому основные мероприятия, проводимые в соответствии с задачами генерального плана города, были связаны, прежде всего, с расчисткой и благоустройством берегов рек Волги и Которосли, созданием непосредственных выходов к ним, продолжением формирования самобытного силуэта, определяемого историческим ритмом и масштабом сооружений, чередованием открытых пространств и зеленых насаждений. С этой целью было продолжено строительство Волжской и Которосльной набережных, осуществлено благоустройство Павловского парка в Дзержинском районе и другое.

Свечка на ул. Республиканской
Дальнейшее развитие города, намеченное генеральным планом, позволило определить и сформировать систему общегородских центров. Историческое ядро городского центра сохраняло свою доминирующую роль в этой системе, но при этом разгружалось от несвойственных ему функций за счет переноса их в специализированные центры и вновь создаваемые центры планировочных районов. За счет перемещения основного объема нового строительства в новые массивы создавались наилучшие условия для реконструкции центральной исторической зоны. Предполагалось композиционно сориентировать общественные центры новых жилых районов в сторону Волги за счет системы зеленых насаждений и открытых пространств, объединяющихся в единую структуру с зелеными массивами вдоль берегов.

Реализация генерального плана предполагала дальнейшую разработку новых массивов города: Южного, Заволжского и Северного – которую совместно осуществляли ЦНИИП градостроительства и Ярославгражданпроект. Ярославль стал одним из первых социалистических городов, где попытались решить на практике проблему диалектической взаимосвязи своеобразного и универсального. Сохранение неповторимого особого «лица» исторически сложившегося городского ядра и развитие опознаваемого своеобразия в массивах новой застройки – основные аспекты развития города, которые архитекторы и градостроители попытались отразить в своих проектах.

Заволжский, Северный жилые районы. Принципы преемственности

Особенная роль отводилась Заволжскому планировочному району, расположенному на противоположном берегу Волги, напротив исторического центра города с его неповторимым обликом, силуэтом и индивидуальным характером. Поэтому в генеральном плане и схеме планировки прибрежная зона Заволжья рассматривалась как основа композиционного и планировочного решения его массива, определяемая историческим контекстом. Величина массива, его архитектурно-планировочное решение, размещение в нем элементов общегородского центра активно повлияли на его сложное структурное построение.

При этом большой объем нового строительства планировалось строить на глубинных территориях, чтобы не оказать негативного влияния на архитектурно-художественное и объемно-планировочное решение новой оси города и его центра вдоль Волги из-за несовершенства типовых проектов серий зданий и сооружений в период внедрения индустриализации и стандартизации строительства. Только с наработкой опыта и освоением в совершенстве новых методов проектирования и строительства можно было перейти к решению задачи застройки прибрежной полосы. Здесь должна была появиться своеобразная «соединительная ткань», связывающая исторические зоны с крупномасштабными жилыми массивами периферии.
Из крупных объектов общественного назначения в Заволжском районе планировалось построить комплекс физико-математического факультета Государственного Университета (ЯГУ) с общежитиями, больничный городок завода дизельной аппаратуры, спортивный комплекс, водно-спортивную базу на Волге, а на участке между вторым и третьим микрорайонами – Дворец культуры на 1200 мест.

Самый крупный новый массив города формировался в Северном жилом районе, значительно удаленном от исторического центра. Именно сюда, в совершенно новый контекст среды проектировщики попытались перенести какие-то специфические особенности пространственной формы старого города, чтобы визуально, психологически связать две составляющие в единую структуру, объединить своеобразие города с индустриальным домостроением.

И хотя слишком большая разница между пространственными величинами старого и нового, а количество в градостроительной системе неизбежно порождает новое качество и развить опознаваемые признаки между разными системами достаточно сложно, все же архитекторы попытались в композиции Северного района отразить градостроительные традиции исторического центра города. Прежде всего, это – разумная простота и четкость планировки центра; определенное пространственное формирование как всей системы, так и отдельных ансамблей массива; построение силуэта; структурное решение застройки улиц.

Администрации Ярославской области
Характерным природным фактором, объединяющим Северный район с историческим городом, является река Волга. В основу его планировочной структуры и композиции, как и города в целом, была положена развитая система общественных центров, возглавляемая центром массива. В эту систему помимо центров жилых микрорайонов вошли: молодежный центр, спортивный центр с велотреком, центр зоны повседневного отдыха. Как и в исторической части города, ансамбли общественных центров нового района создавались как пространственные ориентиры, подчеркивающие его основную архитектурно-планировочную идею. Центр планировочного района доминировал в композиции массива и ориентировал его в сторону Волги.

Построение основных архитектурных ансамблей исторической части Ярославля подчинено характерному градостроительному приему – четкому ограничению пространства с живописным размещением композиционных доминант внутри этих пространств. Этот прием нашел свое выражение в решении площадей Северного жилого района – главной площади, площади в одиннадцатом микрорайоне и в ряде других.

Многие улицы исторического центра города, получившие спокойные, строго геометрические очертания, тоже имеют весьма характерное построение: определенный ритм и модуль, структуру доминант и самое главное – четкое обозначение начала и конца, благодаря выбранному для них направлению на выразительные по архитектуре замыкающие их здания и сооружения или природные элементы среды. Именно такой прием решения улиц, но уже в современном звучании, архитекторы попытались развить в застройке ряда проспектов, улиц и пешеходных бульваров Северного жилого района.

Формирование пешеходных улиц

Одно из самых перспективных и современных направлений проекта, потребовавших как общей композиционно-планировочной, так и детальной проработки – появление пешеходных улиц, которые позволяют создать соразмерные человеку пространства, вернуть ему улицу, завоеванную транспортом со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Современная пешеходная улица становится важным многофункциональным элементом застройки и представляет собой не только трассу движения пешеходов, но и место общения людей.

В основу новых жилых районов Ярославля была положена дифференцированная система пешеходных улиц, пролегающих внутри жилых образований, состоящая из трех типов. К первому типу относится пешеходная улица, пролегающая в центральной зоне жилого района и характеризующаяся большим «объемом» общегородского обслуживания, сосредоточением общественной и деловой жизни, интенсивностью потоков пешеходного движения. Второй тип – это пешеходная улица, пролегающая в центральной зоне микрорайона с такими же, как в первом случае, функциями, но с соответственно меньшим «объемом» общественного обслуживания. И третий тип – пешеходная улица, пролегающая между жилыми группами, формирующаяся в основном жилыми домами, школами и детскими учреждениями.

Одним из первых районов, где апробировалась данная система, стал Северный жилой район. Были выявлены основные требования к жилым структурам и их размещению в застройке уличного пространства в соответствии с разработанной классификацией, основанные на учете социально-демографических факторов расселения, дифференцированности потребностей разных групп населения. Это повлияло на использование в разных зонах (например вблизи транспортных узлов и внутренних тихих зонах) различных типов жилых домов: секционных, малосемейных гостиничного типа или общежитий. Соответственно была определена этажность зданий и наличие встроенного комплексного обслуживания в дома. Другое требование, которое было учтено при застройке пешеходных улиц – это использование первых этажей домов для разнообразных форм обслуживания, обращенных к улице и неудобных для постоянного проживания, позволяющих максимально приблизить к жилищу учреждения общественного назначения.

В одиннадцатом микрорайоне СЖР – выбранном в качестве экспериментальной площадки для внедрения новых архитектурных идей (эталонного района) – проектировщики провели комплексную разработку проекта внутренней пешеходной улицы, начиная от общей концепции улицы-бульвара, отдельных участков зоны и заканчивая малыми архитектурными формами, благоустройством, озеленением (архитекторы В.Н.Белоусов, Е.Ф.Барковская, И.И.Лялякина, Д.Г.Левин, Ю.А.Сдобнов, Э.И.Хидиров, Н.И.Басова, С.В.Захаревский, Т.В. Севбитова, начало строительства 1977-1978 гг., окончание – 1983 г.). Данная улица –бульвар трактовалась как основа композиции плана микрорайона, на которую были открыты дворы жилых групп, участки школ и детских садов-яслей. Выявлены главные композиционные улицы-площади с основными доминантами – домами башенного типа, создан эффект перехода от меньшего пространства к большему и наоборот, что усилило живописность среды, ее символичность.

Кирпичный жилой дом на площади Юности
Границы и места поворотов бульвара были «отмечены» устройством индивидуальных комплексных площадок с активным решением рельефа. В решении благоустройства впервые в проектной практике были разработаны комплексы тематических площадок, был произведен учет специфики всех возрастных групп населения, сделана попытка сочетать декоративность малых архитектурных форм с их функциональным назначением. Разноэтажные жилые дома и общественные здания, их деталировка и фактура, малые архитектурные формы, где наравне с традиционными элементами используются небольшие фонтаны, цветники, скульптурные группы местных мастеров, элементы озеленения – все это дополнило общий замысел пешеходного пространства, сделало его более выразительным, цельным и оригинальным.

Входы в группы жилых домов со стороны улицы Труфанова были задуманы в виде уютных площадей-вестибюлей, акцентированных односекционными десятиэтажными жилыми домами, с завершением в виде стилизованных зубцов. Оригинальная пластика фасадов домов и магазинов, их цветовая бело-красная гамма, арки, подпорные оградительные стенки – все это обогатило авансцену микрорайона, за которой постепенно начинало раскрываться его внутреннее пространство, которое также рассматривалось сквозь призму творческого использования традиций города. Район в основном предполагалось застраивать типовыми жилыми домами индустриального изготовления и сложность творческих поисков заключалась в том, чтобы создать определенную живописность и выразительность жилых групп. Для этого были разработаны индивидуальные вставки между домами, под которыми устроены своеобразные арки – очень характерный элемент старого Ярославля. Они должны были объединить раздробленные пространства соседних групп жилых домов, сформировать постепенный переход от крупномасштабных объемов зданий к более кулуарным пространствам дворов и элементам благоустройства, а также создать неожиданные видовые «кадры» раскрытия пространства, визуальные границы территории.

Проектом рассматривалась перспектива постепенного освоения новой серии (90) жилых зданий взамен устаревшей 1-464Д. Но так как проектирование и строительство нового завода и освоение серии – процесс длительный, ЦНИИП градостроительства на переходный период разработал проект блок-секций 1-464ДЯ на основе существующей серии с учетом новых требований и правил, обеспечивающих повышение комфорта квартир и пространственной «мобильности» серии. Этот проект помог повысить эффективность использования территории, сделать более разнообразной и выразительной застройку микрорайонов, более полно учесть специфику демографии города.

Поиски индивидуальности жилой среды

В поисках индивидуальности жилой среды района, архитекторы более пристальное внимание уделили проектам благоустройства и озеленения, малым архитектурным формам. Максимальное использование местных материалов, таких как дерево, керамика, кирпич – должно было придать своеобразие каждому дворовому пространству, привнести элемент живописности, традиционного колорита в индустриальную застройку.

Одновременно продумывалась возможность серийного производства малых архитектурных форм и элементов благоустройства на заводах стройиндустрии. Для этого был разработан каталог элементов благоустройства и малых архитектурных форм, позволяющий варьировать их комбинации и получать каждый раз индивидуальные решения на основе ограниченного количества элементов. Подпорные стенки, ступени, бордюр, плитки, скамьи, цветники и другое – помогали авторам градостроительных комплексов создавать достаточно комфортную и оригинальную среду.

Комплекс речного вокзала, 1976 год
В проекте Северного жилого района также с целью повышения выразительности застройки был активно использован цвет, характерный для исторической части Ярославля. Были разработаны соответствующие предложения для улиц и внутренних пространств отдельных микрорайонов. Предполагалось, что архитектура фасадов (в основном бело-красной гаммы) и интерьеров будет обогащена декоративными элементами, в частности – традиционными для многих исторических сооружений изразцами с голубыми, зелеными и желтыми цветовыми пятнами.

Данная работа продолжалась на протяжении двух десятилетий. Постепенно внедрялись новые отделочные материалы в жилищное строительство. Помимо недолговечных красок, глазурованного кирпича и однообразной серой «шубы» на панелях стала использоваться декоративная штукатурка – «полигран», где преобладающими были «теплые» цвета натуральных природных материалов: керамзита, кирпича, газосиликата. Появляются первые комплексные колористические проекты застройки микрорайонов. Преобладающей цветовой гаммой седьмого-восьмого микрорайонов (начало строительства — 1982 г.) была выбрана бело-голубая «северная» палитра. В связи с освоением новой зональной серии жилых зданий – 90Я и требованиями по отделке наружных поверхностей панелей ее керамической плиткой был налажен массовый выпуск керамической плитки для наружной облицовки зданий на Норском заводе в конце 1980-х годов.

Первым большим испытательным полигоном колористических поисков на практике стал Заволжский район. Здесь при освоении новой серии жилых зданий 90 в середине 1980-х годов архитекторы на каждом конкретном здании экспериментировали не только с цветовой гаммой, но и со структурой рисунка, деталями, добиваясь более выразительного решения, в результате чего появилось пестрое многоцветное пространство, иронически-любовно названное жителями «попугайчики». При всех своих недостатках, этот эксперимент доказал необходимость активного введения цвета в жилую однотипную застройку. На фоне безликой серой гаммы 1-464Д серии жилых зданий индивидуальность цветового образа привнесла определенную ориентированность объемов и пространства, а полихромия добавила яркости и жизнерадостности в суровый зимний пейзаж, столь протяженный в северо-западной климатической зоне. В результате этих поисков будут найдены компромиссы и наиболее выигрышные варианты цветовых решений, которые лягут в основу комплексных решений будущих жилых групп, бульваров и микрорайонов многих районов Ярославля.

Оформление въездов в город. Появление структур общегородского обслуживания

Очень важным элементом застройки является оформление въезда в город, район. Насколько данные «ворота» окажут эмоциональное воздействие на человека, настолько зависит и его дальнейшее восприятие архитектурно-пространственной среды города. Поэтому очень важно было найти связующие элементы между удаленными новыми районами и исторической частью города, чтобы психологически объединить их в единое целое, и в тоже время подчеркнуть качественно новую идеологию современного градостроительства.

В Северном жилом районе в качестве такого символа нового поколения рассматривался велотрек, который активно должен был читаться на фоне жилой застройки, а позже были сформированы своеобразные «пропилеи» въезда в виде высотных жилых зданий, обрамляющих «начало» района. Динамичность, новый ритм жизни района должна была передать насыщенность крупномасштабными общественными сооружений, протяженность и интенсивность пешеходного бульвара первого типа вдоль главной магистрали СЖР — Ленинградского проспекта с комплексным благоустройством и зелеными зонами. Все здесь от общей композиционной структуры проспекта с его трехчастностью построения, создания небольших входных площадей внутренних пешеходных улиц в паузах между массивами, системы доминант и деталировки фасадов домов, рекламы, оформления витрин – подчинено единому замыслу. Проект детальной планировки Ленинградского проспекта выполнен ЦНИИП градостроительства совместно с Ярославгражданпроектом (архитекторы В.Н. Белоусов, И.И. Лялякина, А.Л. Петров, Ю.А. Сдобнов, В.Г. Аллилуева, Т.В. Севбитова, Э.И. Хидиров, И.М. Хайруллин).

Въезд в Южный жилой район со стороны Москвы также получил яркий и запоминающийся «знак», но здесь он символизирует связь истории и современности. Возникший на месте бывшей деревни «Кресты», он бережно сохранил древнюю Крестобогородскую церковь с шатровой колокольней (ХVIII век) и обрамил ее протяженным жилым домом, который плавно отступает от храмового комплекса, создавая эффект своеобразного щита для исторического памятника.

Московский пр. 88
Современные пешеходные улицы всех трех типов, в том числе и вдоль основных магистралей города, начали формироваться в рассматриваемый период в Южном и Заволжском районах города, становясь важными композиционными и многофункциональными элементами застройки. Например, большой объем элементов общегородского обслуживания был линейно размещен в определенном порядке в отдельностоящих зданиях и во встроенно-пристроенных объемах к жилым зданиям вдоль Московского проспекта, которые вместили в себя административные, торговые, бытовые, культурные и зрелищные функции. Непрерывные структуры общественных зданий и многоэтажной жилой застройки; большие зеленые партеры, отделяющие пешеходную зону от магистралей; аллейные посадки и «обозначенные» проходы во внутренние дворы, оформленные в отдельных местах арками – все это составило органичную, достаточно комфортабельную и сомасштабную пространственную среду для жителей этого района.

Был достигнут существенно высокий уровень художественного облика застройки за счет применения жилых зданий разнообразных типов, более плотной их группировки, введения смешанной застройки с резкими градациями по этажности, а также за счет использования разнообразных вариантов встроенно-пристроенных учреждений общественного назначения в первых — вторых этажах жилых зданий. С целью закрепления композиционной оси пешеходного бульвара и подчеркивания его «окончания» в месте пересечения с окружной транспортной магистралью в 1980-х годах сооружены высотные доминанты – точечные шестнадцатиэтажные жилые здания, дополнительно акцентирующие въезд в город. Подобные высотные доминанты – жилые комплексы зданий были продублированы по северной и южной границе города – на улице Волгоградской и проспекте Калинина. Они также «обозначили» узлы пересечения пешеходных улиц района с транспортными магистралями и сформировали своеобразные пространственные ансамбли районов при въезде в город со стороны Тутаева и Москвы. Такой прием, как замыкание и чередование рядовой застройки высотными доминантами, получил свое активное развитие в проекте застройки Московского проспекта. Крупный масштаб жилого массива, преобладающая этажность застройки в девять-двенадцать этажей потребовала создания в своей структуре более высоких сооружений – акцентов.

Сформировать определенный ритмический ряд линейной композиции застройки магистрали совместно с замыкающими 16-этажными домами должны были 14-этажные сооружения. Среди них жилой 14-этажный дом с квартирами в двух уровнях и универмагом в первых двух этажах (проект 1979 г.), 14-этажный гостиничный корпус комплекса учебных курсов русского языка для международного молодежного лагеря «Ростов Великий» (проект 1978 г.) в местах пересечения Московского проспекта с улицей Гоголя и Слепнева соответственно. Еще один 14-этажный гостиничный комплекс «Чайка» должен был оформить въезд на Московский проспект (проект 1975 г.) со стороны исторического центра.

Помимо высотных сооружений в структуре Московского проспекта планировалось строительство и таких крупных общественных зданий, как административное здание РК КПСС и райисполкома Фрунзенского района (проект 1976 г.), нового лабораторного корпуса Политехнического института, Дома торжеств (проект 1980 г.), реконструкция и расширение здания городского автовокзала (проект 1989 г.). Они сделали застройку проспекта функционально и композиционно более насыщенной, выразительной и интересной.

Отношение к застройке исторического центра

В 1970-1980-е годы продолжилось строительство в историческом центре города Ярославля. Новая застройка продолжала следовать тщательному изучению истории, принципиальной закономерности пространственной организации центра в целом, сложившейся градостроительной системы и принципам организации утраченных элементов застройки. Проявлялась забота о сохранении своеобразия природных особенностей, исторических и культурных ценностей, которые были накоплены в ходе развития города. Сохранение памятников архитектуры – один из главных приоритетов программы.

В соответствии с генеральным планом предусматривалось завершение застройки и благоустройства площадей в пределах исторического центра, таких как Советская площадь, площадь Юности и окончательное формирование таких улиц и проспектов как пр. Ленина, пр. Толбухина, ул. Свободы, ул. Б. Октябрьская, ул. Городской вал и многих других.
Появились такие новые уникальные общественные здания как Театр юного зрителя (архитекторы В. Шульрихтер, Т. Целищева, М. Рябова, 1983 г.), здание Обкома КПСС (архитекторы Н.В. Баранов, Л. Малашонок, Л. Савина, В. Шестопалов, 1981 г.).

Значительное влияние на окончательное формирование облика набережной Волги оказало строительство таких крупных градостроительных объектов, как комплекс речного вокзала (1976, 1984г., гл. архитектор Т.П. Садовский), здание межотраслевого территориального Центра научно-технической информации и пропаганды с выставочным залом (архитекторы И.М. Чайко, Е.В. Карпин, А.В. Ломакина, 1977 г.). Новые архитектурные ансамбли, решенные в современных формах, гармонично вписались в общую структуру набережной, дополнили ее самобытный силуэт.

Ярославский ТЮЗ
Намечалось также строительство двух крупных гостиниц на 500 мест каждая на правом берегу Которосли по Московскому проспекту и в районе пересечения улиц Советская и Республиканская, очередная реконструкция клуба «Гигант», строительство 7-этажного корпуса педагогического института с актовыми и спортивными залами в пойме реки Которосли между улицами Толбухина и Володарского, 16-этажного общежития гостиничного типа по ул. Республиканской.

Все это осуществлялось на фоне постоянных поисков продолжения и развития тех начал своеобразия, которые заложены в исторически сложившейся среде. Так, например, строительство нового административного здания в центре и реконструкция застройки увеличили значение третьего луча классического трезубца центра – Депутатской улицы, соединяющей вновь сформированную аванплощадь с часовней Александра Невского с ансамблем Гостиного двора. Здесь сложился новый узел центра Ярославля, дополнивший его пространственную систему и его характерность.

Появление многофункционального комплекса ЦНТИ также способствовало закреплению важного композиционного и градостроительного узла – выхода проспекта Ленина к Волге, пересечение его с улицей Республиканской и создание символического «буфера» между жилой застройкой и промышленной зоной. Площадь Юности со зданием ТЮЗа продолжила развитие системы функционально-тематических площадей города вдоль улицы Свободы, образуя новый общественно-культурный центр города.

Озеленение, транспорт, инфраструктура

Большое место в Генеральном плане Ярославля заняли проблемы комплексного благоустройства и озеленения как исторической зоны, так и новых районов города. В соответствии с ним был проведен капитальный ремонт Красной площади, проспектов Октября, Ленинградского. Проект благоустройства и озеленения парка культуры и отдыха НПЗ по Московскому проспекту (1969 г.), проект лестницы Волжской набережной (1971 г.), проект благоустройства и озеленения улиц Дзержинского и Урицкого (1972 г.), проект парка по ул. Панина (30-летия Победы) в СЖР (1976 г.), проект благоустройства Московского проспекта (1976 г.), проект реконструкции парка Ветеранов войны (1976 г.) – это далеко не полный перечень работ, созданный в рамках нового генплана с целью совершенствования зеленого убранства города. Только за два с половиной года на рубеже 1970-1980 годов было озеленено более 40 гектаров города, разбиты новые скверы в Кировском, Заволжском районах.

Особое внимание было уделено корректировке транспортной схемы Ярославля. Главным направлением развития его транспортной инфраструктуры было строительство объездной дороги протяженностью 12 километров, которая приняла на себя основную часть пассажиропотоков и транзит, освобождая от перегрузки центр города и оздоравливая его атмосферу. Новые выездные магистрали прочно соединили Ярославль со столицей и с Костромой. В ряду основных мероприятий в соответствии с новым генпланом было строительство и реконструкция путепроводов на улицах Строителей, Городской вал, Емельяна Ярославского, строительство и реконструкция трамвайного, троллейбусного и автобусного депо в разных районах города. Путепровод через железную дорогу на проспекте Октября дал возможность связать трамвайным маршрутом Северный жилой район с центром города. В перспективе предполагалось строительство нового моста через Волгу в районе Нижнего острова, который совместно с Октябрьским мостом должны были стать основой для формирования кольцевой магистрали, охватывающей будущий центр города подобно Садовому кольцу в Москве.

Таким образом, новый генплан связал градостроительную деятельность разных периодов, предшествовавших его разработке с перспективами будущего. Рассчитанный на реализацию вплоть до 2000 года был принят вариант развития города с перспективной численностью населения – 700 тыс. человек. Это было вполне оправданно, так как только за 12 лет (с 1967 по 1979) население выросло на 100 тысяч и составило 600 тысяч человек. Такой бурный рост населения требовал быстрейшей реализации положений нового генерального плана, и не только строительства миллионов квадратных метров жилья, но и всей инфраструктуры города, создающей благоприятную среду обитания для его жителей.

«Ярославский градостроительный договор»

С целью наиболее эффективной и целенаправленной реализации градостроительного плана 6 апреля 1976 года был заключен «Ярославский градостроительный договор» между представителями отделов и управлений Ярославского горисполкома, проектных институтов, строительных организаций Главверхневолжскстроя, подразделений Минмонтажспецстроя СССР, предприятий Ярославль стройматериалов, а также руководителями лучших строительных бригад. Этим решением архитекторы, проектировщики, заказчики и подрядчики нашли путь от взаимных претензий к плодотворному сотрудничеству, создавая непрерывный градостроительный «конвейер». При этом основное внимание было обращено не только на сокращение сроков строительства и своевременный ввод в эксплуатацию объектов, снижение себестоимости работ, эффективное использование средств механизации, внедрение передовых методов труда.

Договором предусматривалась реализация обязательных условий, лежащих в основе нового генерального плана, – обеспечения преемственности архитектурно-градостроительных традиций и сохранения индивидуального облика неповторимого древнерусского города.
По окончании первого этапа (трех лет) был заключен новый договор, где более четко были сформулированы цели и задачи, расширен круг его участников. В него вошли также представители Центрального научно-исследовательского и проектного института градостроительства, Ярославской организации Союза архитекторов и художников, специализированной научно-реставраторской мастерской.

Основной задачей участников второго договора было названо повышение экономической эффективности строительного производства и качества сооружений, ритмичный ввод объектов в эксплуатацию, создание законченных градостроительных ансамблей при обеспечении своеобразия застройки и преемственности архитектурных решений.

Дворец пионеров в Северном жилом районе, пр. Дзержинского, 21
Такое творческое содружество принесло положительные результаты, в ряду которых Северный жилой район (Брагино), который задуман как эталон застройки, как пример создания жилой среды завтрашнего дня. И, прежде всего это – комплексный проект и реализация эталонного микрорайона № 11 (всех его трех очередей), проект и начало строительства седьмого и восьмого микрорайонов в центре СЖР вдоль Ленинградского проспекта, где продолжилось развитие принципов, апробированных в 11-м микрорайоне.

Важнейшим объектом градостроительного договора в центральной части города стал дом-эталон по улице Б. Октябрьской с встроенно-пристроенным двухэтажным мебельным магазином. Он является примером того, как типовое 9-этажное здание (85 серии), может получить индивидуальный облик и гармонично вписаться в окружающую среду. Бетонные блоки цоколя с рельефным рисунком и конструкции повышенной степени долговечности, активное цветовое решение (использование силикатного, глиняного и зеленого глазурованного кирпича) и элементы декоративного оформления, характерные для исторической части Ярославля, – все это позволило создать в кратчайшие сроки долговечный и эстетически выразительный элемент современной жилой среды.

Намечалась большая программа по дальнейшему освоению Генерального плана Ярославля на основе «ярославского градостроительного договора», несущего в себе высокий потенциал перспективы…

Автор статьи: Наталья Сергеевна Сапрыкина

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.