20 Jan 12:21 avatar

Архитектура Ярославля в начале XX века

Московская улицаМосковская улица в Ярославле.

Начало XX века, несмотря на определенные кризисные явления в ярославской промышленности, не остановило волну коммерциализации данного квартала. В это время происходит дальнейшее увеличение полезной площади «доходных домов», но не столько за счет расположенных по «красной линии», сколько за счет активной надстройки внутриквартальных дворовых пристроек. Ярославль, как крупный промышленный, административный и культурный центр, все активнее благоустраивается, используя для этого достижения цивилизации.

Уже с 1883 года был открыт водопровод, правда, не имеющий еще в то время никаких систем очистки, фильтров. Вода забиралась непосредственно из Волги, с помощью насосов поднималась в водонапорный бак, установленный на Знаменской башни, а затем уже распределялась по потребителям, жившим в основном в привилегированной первой части города (от Стрелки до ул. Духовской — ныне ул. Республиканская). Жители других районов пользовались водой, взятой непосредственно из Которосли или через водоразборные будки, установленные в разных, в том числе и заречных, кварталах города, где вода отпускалась по заранее оплаченным талонам.

В это время большое внимание уделялось улучшению санитарного состояния города. В центральной части улицы и часть дворовых пространств были замощены булыжниками, тогда как на окраинах в лучшем случае было так называемое ленточное покрытие — из камня мостились дорожки посередине улицы. Тротуары в центре были асфальтовые, в то время как на окраинах — из щебня или песка.

Для стока дождевых вод в центральной части города были устроены подземные деревянные водосточные трубы, иногда — каменные или из обожженной глины. Важным моментом была закладка под землю в железные трубы протекающих по городу ручьев, в частности Нетечи в районе 25 квартала, непосредственно в Которосль.

Центр Ярославля
Важной вехой в истории города стало открытие движения трамвая в конце 1900 года Бельгийским акционерным обществом. Движение было однопутным, с разъездами на остановках, одна из которых находилась в районе Богоявленской площади.

Депо
Не только пассажирским перевозкам, традиционным и в наше время, но и грузовым уделялось серьезное внимание, для чего были устроены так называемые технические линии — подъезды к Московскому вокзалу, ЯБМ (комбинат «Красный Перекоп»), станция «Всполье» (ныне — вокзал «Ярославль-Главный»), волжские пристани. Одна из линий проходила по Богоявленской площади и ул. Б. Рождественская (ныне — Б. Октябрьская).

Трамвай на Волжской набережной
В 1903 году впервые появилось двенадцать электрических фонарей, которые находились только на центральных площадях, в том числе на Богоявленской.

Возрастающая потребность в квалифицированных кадрах вызвала к жизни появление различных учебных заведений, одним из которых была Торговая школа. Располагалась она в арендованном купцом Вахромеевым С.Г. доме Сорокина (дом № 37/1, ул. Б. Октябрьская). Здесь же находились и квартиры учителей.

Дом СорокинаДом Сорокина в Ярославле.

31 октября 1898 года, как писала общероссийская газета «Русские ведомости», состоялось открытие ярославской торговой школы, учрежденной по настоянию Городской Думы в память бракосочетания Их Величества Государя Императора и Государыни Императрицы. Городской голова И.А. Вахромеев сообщил присутствующим историю возникновения этой школы, сделав упор на то, что с давних пор Ярославль был городом «с врожденным торгово-промышленном характером» и требовались профессиональные кадры, «умеющие опытно вести это дело в пользу города».

Школа находилась в ведении Министерства финансов и содержалась на средства, отпускаемые городской думой на оплату учеников (25 рублей в год — 2-месячная зарплата рабочего средней квалификации), на пожертвования. Она принадлежала к разряду торговых школ с 3-летним сроком обучения и имела целью подготовку учащихся к работе в торговых и промышленных учреждениях. В школу принимались дети 11-14 лет с удостоверением об окончании городского училища (начальная школа). По уставу обучение происходило с 16 августа по 1 июля. Учились «все сословия и религии».

Ученики, которые показывали в течение года хорошие знания, переводились сразу без экзаменов в следующий класс. Для слабоуспевающих учащихся существовали особые экзамены после каникул, проходившие по основным предметам. В школе преподавались: Закон Божий, русский и немецкий языки, бухгалтерия, коммерция, коммерческая арифметика, геометрия, отечественная история, география, коммерческая корреспонденция, сведения о товарах местного района, рисование.

Программа школы соответствовала 3-классному реальному училищу (среднее профтехобразование). Выпускники получали льготы по воинской повинности (сокращение срока службы и отбывание ее в тыловых частях), на получение звания почетного гражданина, но только «при прослужении 10 лет в торговых или промышленных учреждениях в должности конторщиков, приказчиков, бухгалтеров и по предоставлению от хозяев удостоверения подобного характера». В 1914 году в ней обучался 201 ученик.

Школа была оборудована всеми необходимыми пособиями, «умело велась подготовка мальчиков к сознательному труду и к получению верного и достаточного заработка». Вот что писала об этом местная газета «Голос» в 1909 году: «Торговая школа — настоящий культурный уголок. Ученики знают, что им нужно, и получают, что им нужно. Те знания, которые сообщаются здесь ученикам, говорят сами за себя — о том, что они необходимы, что их нужно усвоить представителям трудящихся классов для того, чтобы войти в жизнь не беспомощными, не слепыми и не глухими, но чтобы иметь возможность честно зарабатывать хлеб».
При школе имелась «библиотека, лаборатории для исследования по товароведению, музей с пособиями, касающимися товароведения. Все это скромно, но поставлено солидно, дельно, с любовью и знанием».

В предреволюционный период исследуемый квартал имел уже сформировавшуюся структуру, где главным было — доходность владений.

Автор статьи: Николай Владимирович Дутов

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.