2 Feb 11:43 avatar

Генпланы развития города Ярославля на 1955-1963 год

Улица Свободы

Предпосылки появления новых генеральных планов города и их особенности

С середины 1950-х годов началась коренная перестройка архитектуры и строительства в связи с переходом на широкую индустриализацию, стандартизацию и унификацию, необходимую для скорейшего удовлетворения населения страны жильем и общественно-бытовыми учреждениями. Ряд программных документов, издающихся в это время: «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства», «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства», «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» и ряд других – способствовали изменению творческой направленности архитектуры, появлению новых методов проектирования и строительства, а также поискам качественно новой структуры жилых районов.

Стало очевидным, что все существующие решения не позволяют достаточно рационально организовать развитую систему общественного обслуживания населения, а периметральная застройка не может обеспечить благоприятную ориентацию всех квартир с точки зрения инсоляции и шума.

Поэтому для создания удобных связей жилой зоны и других функциональных зон (которые подразделяются, в свою очередь, в зависимости от характера и частоты пользования ими) было предложено делить селитебную территорию не на кварталы, а на микрорайоны и жилые районы, основываясь на ступенчатом построении общественного обслуживания. Начались творческие поиски и эксперименты от простых схем применения ступенчатой системы до создания полноценных планировок жилых территорий, которые постоянно совершенствовались в соответствии с научно-техническим и экономическим прогрессом общества.

Характерной чертой рассматриваемого периода стала разработка целого ряда генеральных планов Ярославля: 1955, 1960 и 1963 годов, выполненных коллективом архитекторов института Ленгипрогор (Л. К. Вертоусов, В. А. Гайкович, Г. А. Бобович, М. Б. Фомина и другие). Решая перспективы развития города, авторы пытались определить пути роста и преобразования его промышленных и селитебных зон в зависимости от прогнозируемой численности населения города, которая с каждым генеральным планом возрастала на 50 тысяч человек, начиная от 500 тысяч человек по плану 1955 года.

Генеральный план 1936 и уточняющий его план 1950 года в основном были успешно реализованы к середине 1950-х годов, и была начата разработка новых проектов с учетом накопленного опыта, тех изменений, которые произошли в структуре города и намечаемых перспектив социалистического градостроительства. Важным качеством этих проектов является сохранение преемственности в решении многих проблем, которые начали рассматриваться на предыдущих этапах развития города, всесторонний учет исторически сложившейся системы, определяющей пространственную структуру современного города, а также максимальное сохранение исторических и культурных ценностей уникального российского города.

При этом четко понималось, что принципы построения исторической системы неизбежно должны модифицироваться и обогащаться в соответствии с новым градостроительным масштабом, усложнением городской организации, транспортным развитием и другими параметрами. Также прогрессивной тенденцией генпланов было стремление внести закономерность в сложившуюся городскую структуру и новые районы, предусмотреть четкое зонирование их территории. В соответствии с этими установками в новых генпланах постоянно пересматривались приоритетные направления развития города.

Схема Ярославля
Если главное внимание в Генплане 1955 года обращалось на дальнейшую реконструкцию центральной части города, а основными направлениями развития города за пределы исторической части предусматривались уже определившиеся ранее южное и юго-западное, где предполагалось создать новые жилые массивы и крупные общественные центры, то в Генплане 1960 года к ним добавилось Заволжье, где предполагалось построить крупный жилой район с населением в 136 тысяч человек в районе Твериц. Также массовое жилищное строительство намечалось осуществить в районе Красного бора, в Южном Брагино, где уже в 1956 году было начато строительство отдельного жилого поселка для работников предприятий северного промышленного района. К моменту проектирования нового жилого района было построено 53 одно-, двух- и четырехэтажных дома.

Главными направлениями развития города по Генплану 1963 года уже четко рассматриваются три основных района Ярославля: Северный, Южный и Заволжский. При этом основное жилищное строительство в Ярославле планировалось развивать, прежде всего, в Северном районе города. На территории в 250 га предполагалось расселить 100-120 тысяч человек, намечалось построить 400-430 тысяч квадратных метров жилья. 1961 год стал последним, когда еще разрешалось индивидуальное строительство в Ярославле, поэтому Генпланом 1963 года предусматривалось в основном строительство многоэтажных жилых массивов в этих районах

Северный жилой район, новые градостроительные концепции

Современные установки в градостроительстве неизменно находили свое отражение при проектировании новых жилых районов. Таким одним из первых «испытательных полигонов» для Ярославля стал Северный жилой район, где наряду с созданием новой пространственной градостроительной композиции, авторы попытались создать полноценное планировочное решение жилой территории, опираясь на ступенчатую схему культурно-бытового обслуживания. Нетрадиционный подход к размещению жилых домов с применением типовых проектов и стандартных изделий заводского изготовления, использование новых технологий строительного производства способствовали возникновению совершенно нового архитектурного образа жилого района.

Строительство велось на почти свободной от застройки и насаждений территории в северной части города на берегу реки Волги, за крупным северным промышленным районом в непосредственной близости к нему. Границами плана красных линий явились: с северо-востока – Тутаевское шоссе, с севера и северо-запада – железнодорожная магистраль на Козьмодемьянск (предполагалось строительство железнодорожного моста через Волгу), с юга – ЛЭП через Волгу на Данилов, с запада – существующая на время проектирования железная дорога на Рыбинск. Ограничительным условием проектирования явилось то, что новый жилой район граничил с водоохранной зоной первого пояса городского водопровода, поэтому не представлялось возможным полное использование живописной прибрежной территории Волги для отдыха и спорта.

По мере освоения Северного жилого района предполагалось создать новую транзитную магистраль, дублирующую Тутаевское шоссе от деревни Норское с выходом на Московское шоссе в район нефтеперерабатывающего завода и проходящую по западной границе района Брагино. Предполагалось превратить эту магистраль в одну из парадных магистралей северного жилого района.

Кинотеатр Октябрь
Первоначально было спроектировано и построено четыре микрорайона, территория которых ограничена Тутаевским шоссе, ул. Е. Колесовой, пр. Дзержинского и Ленинградским пр., связывающим Северный жилой район с центром города. Территории микрорайонов разделены между собой ул. Блюхера и Урицкого. Ленинградский пр. играет роль магистрали общегородского значения, где организовано основное автобусное и троллейбусное движение.

Согласно проекту детальной планировки Северного жилого района, разработанному в 1964 году институтом Ярославгражданпроект (архитектор Г. Б. Царапкина), все микрорайоны создавались как единое планировочное целое, структура которых определялась:
— системой необходимого повседневного обслуживания (детскими садами, школами, учреждениями питания, торговли, спорта, хозяйственно-бытового обслуживания);
— удобством транспортных и пешеходных связей с местами приложения труда, общественными центрами и зонами отдыха (в частности, создание удобных и близких подходов к остановкам общественного транспорта);
— благоприятными условиями быта и отдыха населения на воздухе (формирование мест для хозяйственных целей и отдыха всех возрастных категорий населения).

При этом застройка микрорайонов обуславливалась социально-демографическим составом населения, наилучшей организацией его быта. Жилые и общественные здания предусматривались удобными и экономичными по планировке, конструктивному решению, инженерно-техническому оборудованию. Детские учреждения и жилье предполагалось оградить от шума, пыли и выхлопных газов.

Сама идея микрорайона как структурного элемента современного города основывалась на формировании наилучших условий обслуживания населения. Главными особенностями его организации являлись: массовость системы обслуживания; обобществленные формы культурно-бытового обслуживания населения и воспитание детей; создание высокого уровня удобств для потребителей; самодеятельное участие населения в системе обслуживания. Ступенчатая система обслуживания населения рассматривалась как основной градостроительный принцип, применяемый при формировании нового жилого района. Она должна была отвечать двум основным требованиям, которые способствовали повышению комфорта проживания, снижению стоимости строительства и эксплуатации. Это — размещение наибольших (для конкретного структурного подразделения) по вместимости зданий с соблюдением радиусов обслуживания и кооперация учреждений однородного назначения путем объединения их в общественные центры определенного уровня обслуживания, что и было положено в основу проекта детальной планировки Северного жилого района.

В соответствии с современной градостроительной теорией первую ступень обслуживания здесь составили учреждения микрорайонов, обслуживающие повседневные потребности населения. К ним относятся учреждения жилой группы домов с пешеходной доступностью не более 200 метров: детские сады-ясли на 140, 280 мест, площадки для коллективного отдыха, физкультурные площадки, — а также учреждения в пределах пешеходной доступности не более 500 метров. Это школы на 964 места, общественные центры микрорайонов, продовольственные и промтоварные магазины (размещенные как в отдельностоящих зданиях, так и на первых этажах жилых домов), кафе, жилищно-эксплуатационные конторы, игровые и спортивные площадки, последние из которых объединяются с пришкольной территорией.

На пересечении улиц Урицкого и Блюхера на территории, примыкающей к районному саду, была спроектирована центральная площадь, где предполагалось создать общественный центр района, представляющий собой вторую ступень культурно-бытового обслуживания населения согласно иерархии ступенчатой системы, рассчитанный на обслуживание населения жилых районов, объединяющих несколько микрорайонов с пешеходной доступностью 800-1500 метров. В структуру этого центра должны были входить: клуб, кинотеатр, дом связи, универмаг, крытый рынок, поликлиника, музыкальная школа, гостиница и ресторан, а также кинотеатр, размещенный с противоположной стороны площади.

С противоположной стороны от сада, на пересечении ул. Блюхера и пр. Дзержинского планировалось создание центра хозяйственно-бытового обслуживания населения, включающего в себя механическую прачечную, баню, пожарное депо, котельную, гараж-гостиницу. А на пересечении ул. Пионерской и пр. Дзержинского, «обозначая» вход в районный сад, разместился Дом пионеров. В действительности были реализованы лишь отдельные здания комплексов, общественный центр как структурное ядро района не был сформирован, а созданная жилая структура не получила полноценной системы обслуживания.

В микрорайонах была учтена необходимая безопасность движения транспорта и пешеходов, принимая во внимание следующие решения и требования: вынос транспортных магистралей с внутренних территорий микрорайонов; полное исключение транзитного движения в микрорайоне, была принята в основном тупиковая система проездов, а также частично кольцевая и петельная. Было предусмотрено обеспечение удобных проездов ко всем жилым домам и площадкам для временных стоянок автомобилей; изоляция подъездов к культурно-бытовым учреждениям от групп жилых домов; изоляция пешеходных аллей от путей движения автомобилей, особенно ведущих к школам, детским садам, спортивным площадкам и остановкам общественного транспорта.

При проектировании микрорайонов, их планировочных решений и застройки были учтены местные природно-климатические особенности с целью создания наиболее благоприятных санитарно-гигиенических условий. При этом формировалась развитая система озеленения, включающая все элементы участков общественных учреждений, жилых домов, спорта, пешеходных аллей, связанных между собой в единую систему, что должно было способствовать улучшению микроклимата микрорайона. Так, значительную территорию района на месте бывшей деревни должен был занимать районный сад, представляющий собой живописную парковую систему с прудом. Он связывал все элементы общественного центра между собой и становился основным местом прогулок и отдыха населения района, зеленым «центром притяжения».

В каждом из микрорайонов также проектировались свои сады, которые посредством широких бульваров и аллей вдоль главных улиц соединялись с большим садом жилого района, представляя собой зеленую непрерывную структуру, пронизывающую застройку. У кинотеатра и на центральной площади дополнительно благоустраивались скверы с цветниками. В каждом центральном озелененном ядре микрорайона было запроектировано спортивное ядро, к которому примыкали детский сад и школа. На границе сада размещался общественный центр микрорайона. Между Тутаевским пр. и рекой Волгой была запроектирована еще одна зеленая зона — защитная зона водопровода с выходом к реке.

Планировочное решение и архитектурно-пространственная композиция микрорайонов были основаны на рациональном использовании территории, которое определялось оптимальной плотностью жилого фонда, экономикой строительства и эксплуатации зданий, инженерным оборудованием и благоустройством. Эффективность выбранного решения обусловливалась оптимальным выбором типов и этажности жилых домов; сокращением протяженности уличной сети, коммуникаций; укрупнением и кооперированием общественных зданий; рациональным использованием ландшафта; комплексностью застройки.

Как и все подобные жилые структуры тех лет, Северный жилой район был в основном застроен крупнопанельными 5-этажными жилыми домами серии 1-464Д. Это было не случайно, так как, во-первых, они считались наиболее экономичными, поскольку не требовали лифта, а, во-вторых, технология заводов сборного железобетона и домостроительного комбината была еще несовершенна и могла производить дома с простейшими планировочными и конструктивными решениями. С целью достижения разнообразия и создания непрерывной ленты сервиса вдоль улиц микрорайонов их фронт был частично застроен пятиэтажными кирпичными домами с размещением на первых этажах магазинов и других предприятий обслуживания.

Также в структуре застройки предполагалось строительство точечных 9-этажных жилых домов в качестве вертикальных акцентов пространства, которые размещались согласно проекту детальной планировки в основном по периметру микрорайонов, а также частично внутри 3-го и 4-го микрорайонов. В диаметрально противоположных углах комплекса микрорайонов (на пересечениях Ленинградского пр. и ул. Е. Колесовой, пр. Дзержинского и Тутаевского шоссе) планировалось строительство нескольких 9-этажных жилых домов гостиничного типа с блоками обслуживания, представляющих собой не только вертикальные, но и объемные доминанты, обозначающие пространственные границы района.

Таким образом, выразительность среды Северного жилого района должна была формироваться за счет развитой пространственной композиции застройки в целом, включающей в себя все четыре микрорайона, а не отдельными жилыми или общественными зданиями. В то же время, жилые дома и жилые группы, являясь основными элементами объемно-пространственной и функциональной структуры застройки новых микрорайонов, при их ограниченной номенклатуре на первом этапе развития индустриального домостроения, простой конфигурации, аскетичном облике, плоскостном решении фасадов и одинаковой этажности не давали возможности создавать разнообразные композиции.

Группы зданий вследствие ограниченной номенклатуры серии домов также утилизировались и многократно повторялись, что еще больше подчеркивало однообразие застройки. А поиски новых приемов сочетаний и группировки жилых домов и общественных зданий, ввиду ограниченной номенклатуры последних, тоже отличались простейшими композиционными приемами расположения и сочетания зданий, что неизбежно отразилось и на застройке Северного жилого района. Здесь преимущественно нашла распространение трафаретная строчная застройка с торцами домов, обращенных на улицу при ее широтной трассировке, строительство отдельно стоящих зданий учреждений обслуживания блочного типа.

Все это в определенной степени решило функциональные задачи, но не могло решить в должной мере художественно-эстетических. На архитектурном облике жилой застройки значительно отразилось и невысокое качество строительно-отделочных работ, незавершенность благоустройства, а также многие изменения проекта, последовавшие в ходе его реализации.

Заволжский район

На подобных же принципах осуществлялась застройка и первых микрорайонов Заволжского района, спроектированных в конце 1960-х годов, который стал активно развиваться со строительством Октябрьского моста через Волгу, сданным в эксплуатацию в 1967 году. Великолепные природные условия с огромными массивами леса, с возможностью создания неповторимого облика застройки, наилучшей организации массового отдыха населения, близкая доступность к центру являлись неоспоримыми преимуществами при освоении этой территории.

Понимая, что период освоения района приходится на время становления строительства по типовым проектам, начального этапа индустриализации, что неизбежно повлечет за собой какие-то просчеты и недостатки, руководство города и проектировщики приняли решение начинать застройку с глубинных территорий, не влияющих на архитектурно-художественное и объемно-пространственное решение исторического центра города вдоль Волги.

Для первоочередного строительства была выбрана территория в 345 га, расположенная между лесными массивами Красный бор, Ярославский бор, Вологодским шоссе и речкой Урочь. Шесть крупных микрорайонов составили основу нового жилого района «Красный бор». Здесь, так же как и в Брагино авторы проекта первого микрорайона архитекторы А.А. Лабин и И.И. Лялякина (ЦНИИПградостроительства) использовали пяти- и девятиэтажные жилые дома для организации застройки. При этом они предложили объединить пятиэтажные дома жилыми вставками в форме трилистника со сквозными проходами или проездами на уровне первого этажа. Такой прием позволил бы создать интересную разнообразную блокировку зданий, сформировать замкнутые и полузамкнутые дворовые пространства. Среди зелени размещены детские дошкольные и школьные учреждения, спортивные, детские площадки, площадки для отдыха.

Вдоль основных магистралей городского значения были поставлены крупные общественные комплексы с высотными сооружениями, которые «закрепили» наиболее ответственные в градостроительном плане места. Решенные в крупном ритме, они были рассчитаны в основном на дальнее восприятие. Вдоль поперечных магистралей районного значения были предусмотрены короткие отрезки торговых улиц, где размещены в первых этажах жилых домов или в пристройках к ним, а также в отдельностоящих сооружениях, наряду с торговой функцией, предприятия общественного питания, бытового обслуживания. Часть таких учреждений предусмотрена и внутри микрорайонов на основных пешеходных аллеях, ведущих к остановкам общественного транспорта. Согласно проекту детальной планировки в жилом массиве предусматривалось создание трех крупных общественно-торговых центров, включающих в себя кинотеатры, клубы, библиотеки, поликлиники, предприятия торговли, питания, спортивный центр жилого района, а также предусмотрены кварталы коммунального обслуживания с банями, прачечными, гаражами манежного типа для машин индивидуального пользования.

Проектом была предусмотрена скоростная магистраль между микрорайонами и Красным бором, которая должна была связать новый Заволжский район с общегородским центром Ярославля и другими районами города. Вологодское шоссе, в свою очередь, превращалось в магистраль городского значения с прямым выходом к существующему мосту через Волгу. Второй выход района к кольцевой магистрали, охватывающей центральную часть города, предполагался через будущий волжский мост в районе Нижнего острова, который был намечен к строительству генпланом города, но который так и не был реализован. Поэтому транспортная проблема этого района так и не решена до сих пор и представляет одно из препятствий для его полноценного развития.

Здесь также как и в Северном жилом районе не все проектные замыслы удалось реализовать вследствие слабости индустриальной базы города. Так как объемы и сроки строительства массового жилья были первоочередной задачей этого времени, то некоторые решения были заменены более простыми, экономичными, не сложными в реализации, не считаясь с художественно-эстетическими потерями формируемого пространства.

Южный район

Схема планировки Юго-западного района Ярославля составлялась Горстройпроектом еще в 1956 году в связи с предстоящим строительством Ново-Ярославского нефтеперерабатывающего, Химического заводов и ТЭЦ. Исходными данными для нее явился проект планировки и застройки города, составленный в 1953 году Ленинградским Гипрогором и замечания коллегии Управления по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР по данному проекту. Учитывая реальную очередность застройки, существующая трасса Московского шоссе по схеме Горстройпроекта сохранялась. Но ввиду того, что она замыкалась промышленной площадкой проектируемого НПЗ, то получала лишь назначение магистрали, соединяющей город с промышленным районом.

Въезд в город
Въезд в город предусматривался на продолжении Суздальского шоссе, которое вливалось в проектируемую главную центральную площадь района. С данной площади начинались магистрали двух направлений: на Москву и Кострому. Транзитное движение организовывалось в южной проектируемой части города с выходом на существующую Мельничную улицу, по которой на современном этапе также пропускается транзитный транспорт.

Парк отдыха
На первую очередь строительства жилого района планировалось организовать площадь с размещением на ней клуба Нефтяников. Площадь намечалась на самом высоком по рельефу участке, где стоит церковь, с организацией большого паркового массива и ряда зеленых аллей, соединяющих площадь и парк с другими элементами градостроительной структуры. Застройку вдоль Московского шоссе намечалось осуществлять крупными кварталами по красной линии с организацией в глубине их комплекса зеленых курдонеров, чередующихся на всем протяжении магистрали от железной дороги до санитарно-защитной зоны с парковыми массивами и скверами.

В 1957 году в архитектурно-проектной мастерской им. В.А. Веснина (Москва) составляется детальный проект планировки жилого поселка НЯ НПЗ («поселка Строителей»). Границами поселка были определены: с севера – линия железной дороги, с юго-востока – Московское шоссе, с юго-запада – граница зоны санитарного разрыва. В указанных границах территория поселка составила 198,45 га, причем в эту площадь не входил квартал № 40 – Вузовский городок, зарезервированный для перспективного строительства в Ярославле. К моменту разработки проектного задания на строительство жилого комплекса НЯ НПЗ было уже построено несколько кварталов по проекту планировки Горстройпроекта.

Общая композиция планировки была определена кольцевой улицей, окружающей поселок, а также двумя основными перпендикулярными магистралями, по одной из которых планировалось проложить линию трамвая, соединяющую город и завод, другая вела от центральной площади района к линии железной дороги. Первая очередь строительства включала в себя формирование центральной части в составе двенадцати кварталов, парка культуры со стадионом и центральной площади, обстраиваемой крупными общественными зданиями клуба, административным корпусом, гостиницей, главным входом в парк и школой. Помимо центра предполагалось строительство больничного городка, крытого рынка и коммунально-бытового квартала. Вторая очередь застройки включала остальные кварталы, площадью в 8, 10, 15 га, с полным обеспечением населения всеми видами учреждений первичного культурно-бытового обслуживания с внутриквартальными садами.

Поселок нефтяников
Транспортная связь поселка с городом и заводом согласно проекту должна была обеспечиваться помимо трамвая, электрической железной дорогой и автобусами. Здесь в основном нашли воплощение градостроительные поиски еще 1940-х – начала 1950-х годов, которые не привели к каким-то значительным переменам в системе организации застройки и пошли по пути большего укрупнения квартала и группы кварталов (от 7-8 до 12-16 га) с дифференциацией их территорий по функциональному назначению. Функциональное зонирование территории укрупненных кварталов предусматривало выделение зон с обслуживающими зданиями, а жилая застройка по-прежнему размещалась по периметру. При этом методы жилищного строительства оставались традиционными для предвоенного периода, что не могло разрешить острую жилищную проблему в связи с недостаточными объемами строительства.

В процессе эксплуатации данных кварталов также были выявлены их некоторые недостатки. Например, школы размещались в отдельных кварталах и были рассчитаны на обслуживание населения также еще нескольких прилегающих кварталов, поэтому дети вынуждены по пути в школу пересекать улицы с достаточно большим движением городского транспорта. Детские дошкольные и школьные здания, располагаясь внутри дворов, подчас занимали всю их территорию, что затрудняло выполнение условий их инсоляции и одновременно лишало жителей прилегающих домов дворовой территории. При этом, весь спектр учреждений культурно-бытового размещался, как правило, без определенной системы и обслуживал ряд смешанных кварталов, отделенных друг от друга нередко магистральными улицами.

Центральная часть города

Наряду со строительством крупных жилых массивов на свободных территориях, в соответствии с новыми генпланами предполагалось реконструировать застройку отдельных кварталов и в центральной части города. Были снесены ветхие и не представляющие исторической ценности одноэтажные дома, перепланированы отдельные территории с целью создания более удобной и выразительной застройки. В соответствии с проектом детальной планировки и застройки площади Труда, разработанным Гипрогором (Ленинградское отделение) в 1957 году (ГАП – Л.К. Вертоусов, автор проекта – З.С. Готсбан), существующий пустырь размером 160м×300м, ограниченный: с восточной стороны трехэтажным зданием железнодорожного училища с башней, реконструированным в 1952 году (Н.Д. Панченко), с запада – пяти — шестиэтажными жилыми зданиями, с юга – рынком, капитальным зданием пожарного депо и двухэтажными деревянными жилыми домами, с севера – деревянным забором, за которым располагался стадион и молодые посадки зелени, — должен был приобрести современные очертания и благоустройство.

В соответствии с архитектурно-планировочным заданием здесь планировалось разместить здание цирка на 2000 человек, универмаг на 150 рабочих мест, парадный вход на стадион вместимостью 15000 человек. Все будущие сооружения должны быть ориентированы главными фасадами на площадь, в центре которой разбивался партерный сквер с фонтаном, «собирающим» вокруг себя весь ансамбль. Размер площади должен был составлять в окончательном варианте 170м×150 м (2,5 га). Потоки транспорта (автобусного и троллейбусного) планировалось пропускать через площадь без отклонения от осей улиц.

Здание Цирка
В предлагаемом решении универмаг и цирк располагались в южной части площади. Глубокий курдонер, в котором размещалось здание цирка, должен был оживить темный теневой фронт застройки южной стороны улицы Свободы. Вход на стадион планировалось организовать по оси цирка, и этим решением закреплялась главная поперечная ось площади Труда.

Пространственные границы площади закреплялись, помимо существующих башен-акцентов, новой объемной доминантой – зданием универмага и с противоположной стороны – надстроенным зданием пожарного депо. Это решение в основном и было реализовано в 1960-х годах. В 1963 году здесь было построено здание цирка круглой формы по проекту архитектора С.Х. Сатунца по главной оси композиции площади, в створе с основным входом на стадион. Последний, в свою очередь, фланкируется двумя скверами с фонтанами и скульптурными группами (скульптор А.Н. Черницкий).

В 1966 году на площади было сооружено монументальное здание универмага, яркий пример архитектуры социалистического реализма, которое закрепило юго-восточный угол площади, окончательно сформировало ее восточную границу. В это же время разрабатываются проектные варианты застройки участка города в непосредственной близости от главного вокзала. Дальнейшее формирование городского центра и создание новых селитебных территорий опирались, прежде всего, на опыт комплексной застройки, накопленный в послевоенной десятилетие. Одновременно новые градостроительные установки, связанные со ступенчатой системой обслуживания населения и использованием типовых проектов зданий и сооружений, тоже нашли свое отражение в данных проектах. Многие из этих решений так и остались на бумаге вследствие быстро меняющихся требований и разработок в данное время. Новая творческая направленность архитектуры, которая еще только начинала входить в новое «русло», сопровождалась множеством мнений и вариантов, которые вызывали неоднозначную реакцию.

Так, в 1958 году под руководством архитектора С.В. Капачинского разрабатывается проект детальной планировки и застройки большого фрагмента (в 900 метров) проспекта Ленина (от улицы Свердлова до улицы Свободы). Вследствие последних постановлений для ее организации были выбраны пятиэтажные жилые дома серии 1-447 с малометражными квартирами.

Продовольственные и промтоварные магазины в дополнение к встроенным в жилые здания запроектированы в виде отдельностоящих трехэтажных зданий по типовому проекту 2-07-41 в разрывах между жилыми домами. В месте пересечения проспекта с Угличским шоссе и Городским валом проектировалась небольшая площадь, на которой должен был располагаться кинотеатр на 500 мест (на месте, где в перспективе будет построен ресторан «Углич»). Торцы жилых домов, выходящих на эту площадь предполагалось оформить пятиэтажными пристройками, первые три этажа которых предназначались под столовые, ателье, аптеку, парикмахерские. Продолжая реализовывать идею Ленинградского Гипрогора, С.В. Капачинский запроектировал гостиницу на 350 мест с повышенной центральной частью до 8 этажей на пересечении проспекта с улицей Свободы, которая должна была замкнуть перспективу со стороны вокзала. В первом этаже гостиницы предполагалось разместить дополнительно элементы соцкультбыта: сберкассу, почту и телеграф. Позже при формировании площади Мира идея создания вертикальной доминанты будет реализована на практике при строительстве административного здания ЯЗТА в качестве углового акцента на пересечении улиц Свободы и Городского Вала.

В 1960 году Яроблпроектом под руководством Е.В. Тильш разрабатывается проект детальной планировки и застройки жилых кварталов на территории, ограниченной Угличским шоссе, Городским валом, улицей Чехова, улицей Свободы. Кварталы, отведенные для капитального строительства многоэтажного строительства представляли собой неприглядную застройку в виде деревянных одноэтажных жилых домов с бараками, складами и жилыми домами воинской части, не сочетающуюся со статусом центральной части города, где в 1952 году были построены главные железнодорожные «ворота» в город – вокзал «Ярославль-Главный». Поэтому многие из них были снесены и частично перенесены в Кармановский поселок, некоторые капитальные многоэтажные здания включены в общую планировку кварталов с решением последующей надстройки трехэтажных жилых домов.

Строительство планировалось осуществить в две очереди в виде традиционных больших кварталов с включением необходимых учреждений первичного культурно-бытового обслуживания, за основной элемент застройки были приняты пятиэтажные жилые дома серии 1-447-С. Учитывая значение улицы Свободы как основной магистрали, ведущей в город, на площади, в месте ее слияния с проспектом Ленина, по оси улицы Свободы был запроектирован восьмиэтажный жилой дом (аналогично предложению С.В. Капачинского). Существующие жилые дома, расположенные напротив Полиграфкомбината, предполагалось надстроить до четырех этажей на месте перелома улицы Свободы. Все это должно было разнообразить характер застройки, придать ей совершенно другой масштаб, органично сочетающийся с современным обликом города. Ограниченная номенклатура новых жилых зданий и их достаточно аскетичная архитектура не давали больших градостроительных возможностей для создания выразительного облика застройки центральной магистрали.

При этом одной из ответственных задач градостроительства было закономерное формирование силуэта города и его центра. Сложный, живописный силуэт исторически был характерной особенностью облика Ярославля. К середине 1950 года его обогатило строительство новых архитектурных доминант – зданий с башенными композициями в центральной части города и эта тенденция должна была сохраниться и в перспективных проектных решениях. Поэтому авторы проекта пытались найти разные варианты постановки отдельных жилых домов, их чередования с общественными элементами.

Так, например, три пятиэтажных жилых дома были привязаны торцами с отступом от красной линии застройки улицы Свободы на пять метров, при этом планировалось торцы зданий оформить декоративно-монументальными средствами с целью повышения их выразительности. В общую строчную застройку включены дома со вставками и магазинами. Ввиду близости кладбища по улице Чехова застройка предусматривалась с отступом от красной линии на 30 метров с организацией широкой зеленой зоны, с посадкой высокоствольной растительности. Частично проектное предложение было реализовано, хотя и не все основные идеи авторов нашли воплощение на практике.

Озеленение, транспорт, инфраструктура

Не последнее место уделялось озеленению как центральной части города, так и рабочих окраин. В этот период времени была осуществлена реконструкция сквера на площади Волкова, свой современный вид приобрели бульвар на проспекте Ленина, площадь Подбельского (Богоявления), площадь перед Московским вокзалом. Благоустроены парк имени 16-го съезда партии (Петропавловский), сквер у Советской площади, заложен парк НПЗ, у ДК моторного завода, началось восстановление и расширение Тверицкого Бора. После строительства механизированного речного порта с берега Волги были выведены многочисленные грузовые причалы и склады, портившие речной фасад Ярославля, осуществлено укрепление набережной. В пойме реки Которосль было намечено развитие большого парка по обоим берегам реки (от Волги до Мышкинской улицы), в том числе строительство парка имени 40-летия Октября и общегородского стадиона.

Продолжилось развитие транспортной системы города. У моторного завода был построен путепровод через железную дорогу, связывающий Брагино и Норское с центром города. Была создана новая транспортная магистраль через Полушкину рощу вдоль Волги, чтобы разгрузить Тутаевское шоссе и новый путепровод у моторного завода. Возведен новый мост через Которосль в районе комбината Красный Перекоп, а также осуществлена замена узкого металлического моста на новый железобетонный в районе Спасского монастыря.

В 1967 году был сдан в эксплуатацию новый мост через Волгу в районе улицы Победы, позволивший связать в единую функциональную систему право- и левобережную застройку. Намечалось строительство моста в районе Коровников. Была построена южная обходная магистраль города, которая разгрузила город от транзитного транспорта, а также соединила Московское и Костромское шоссе.

Данный период охарактеризовался строительством целого ряда крупных общественных зданий. Наряду с цирком, универмагом на площади Труда, были построены кинотеатры на улицах Республиканской, Жукова, Емельяна Ярославского, во втором микрорайоне Брагино, два крытых рынка на Угличской улице и в поселке Строителей, Дворцы Культуры моторного и нефтеперерабатывающего заводов и другие.

Все это наложило свой отпечаток на современный образ Ярославля, способствовало его дальнейшему преобразованию и развитию. В то же время возникли новые градостроительные проблемы, связанные с отрывом (и физическим и психологическим) новых жилых районов с исторической частью города, имеющей свой неповторимый индивидуальный характер, который складывался на протяжении многих веков.

Автор статьи: Наталья Сергеевна Сапрыкина

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.